|
еской церкви. С 16 в., в русле контрреформации, церковь стала
особенно активно бороться с ересями. В 1545 г. на Трентском соборе
предсказательная астрология была осуждена, а папские буллы 1586 и 1631 гг.
окончательно закрепили тенденцию к неприятию астрологии со стороны католицизма.
Но в протестантской Европе эта дисциплина продолжала пользоваться уважением.
Хотя Лютер не жаловал астрологию, другие виднейшие деятели Реформации
относились к ней благосклонно (в частности, Ф. Меланхтон, автор Аугсбургского
исповедания лютеранской церкви, читал курс лекций по астрологии в
Виттенбергском университете, а его единомышленник, лютеранский теолог И.
Камерарий осуществил первое за всю историю издание оригинального греческого
текста “Тетрабиблоса”) [Zambelli, 1986]. Поэтому достаточно закономерно, что
после усиления гонений на астрологов со стороны католической церкви центр
занятий астрологией переместился в страны протестантизма.
В целом, астрология к концу 17 в. исчезла из мира академической европейской
науки, прежде всего, во Франции и Великобритании (однако в ряде европейских
стран – в частности, в Испании, Германии и Польше, – даже во 2-й пол. 18 в.
занятие астрологией продолжало оставаться обязанностью университетских
профессоров) [Броль, 1999, с. 122].
Интересно, что когда астрология перестала считаться наукой, учёные стали
изучать её роль и значение в истории культуры. Во времена, когда французская
астрология была уже в полном упадке, Королевская Академия Литературы выбрала
проблему происхождения астрологии в качестве темы для своей премии 1751 г. [см.
Naylor, 1967]. Учёные начали понимать, как эта “лженаука” ранее была важна.
Именно в это время произошло удивительное раздвоение общественного мнения,
которое существует и по сей день: в то время как учёные стали отрицать
научность астрологии, в самых разных слоях населения (как в простом народе, так
и в аристократических кругах) астрология продолжала оставаться весьма
популярной.
К примеру, в Великобритании 17 в. был поистине “золотым веком астрологии”: в
это время работало множество астрологов-консультантов, выпускалась масса
астрологической литературы – как популярной, так и для профессионалов. В 1700 г.
в Лондоне начал издаваться самый популярный ежегодный астрологический альманах
– “Vox stellarium”, успех которого с течением времени не ослабевал, а даже
увеличивался. Так, в 1770 г. тираж “Vox stellarium” был свыше 100 тыс. экз., а
в 1839 г. он достиг 560 тыс. экз. [Howe, 1972]. И в конце 19 в. он продолжал
успешно выдерживать конкуренцию со стороны более новых альманахов Рафаэля
(выпускается с 1820 г.), Задкиеля (начал выходить в 1830 г.) и других. Истории
о блистательных шарлатанах типа Калиостро и сохранившиеся мемуары 18 в. (как, к
примеру, воспоминания знаменитого Казановы) свидетельствуют о том, что не
только простой люд, но и образованный высший свет очень живо интересовался
астрологией и тайными науками.
Вообще, астрология, потеряв союзников в лице представителей точных наук, обрела
новых поклонников среди людей гуманитарного знания. В частности, этим учением
древности заинтересовались такие светила литературы, как Гёте, Новалис,
Стендаль, Вальтер Скотт. А известный испанский поэт Диего де Торрес Вильярроэль
на протяжении почти полувека, с 1726 по 1770 г., возглавлял кафедру астрологии
в Саламанкском университете [Thorndike, 1941, Vol. VI, p. 165–166].
Особенно серьёзно относились к астрологии в различных эзотерических обществах,
которые в эту эпоху переживали свой расцвет. В частности, она изучалась и
распространялась участниками масонского движения (здесь прежде всего следует
назвать имя Эбенизера Сибли, автора популярнейшего фундаментального учебника по
астрологии, который впервые вышел в 1787 г. и выдержал свыше 12 переизданий).
Астрологические концепции стали неотъемлемой частью теософии Блаватской,
оккультизма Бургойна, антропософии Штейнера, розенкрейцерства Хейнделя и других
оккультных учений 19–20 вв. И это неудивительно. Лишившись возможности
объяснить корреляцию земных и небесных явлений с естественнонаучных позиций,
астрологи стали тяготеть к различным мистическим и оккультным объяснениям этой
корреляции.
Подчеркнём, что всё вышесказанное касается европейской науки 17–19 вв. Для
азиатских же стран данная эпоха, в целом, была временем традиционализма в
астрологии. Эта дисциплина сохраняла своё значение в жизни людей, хотя
астрологические сочинения этого периода в своём подавляющем большинстве
демонстрируют скорее неуклонное следование авторитету учёных предшествующих
поколений, нежели критическую проверку астрологических постулатов или изложение
новых, оригинальных концепций. При этом резких перемен в отношении к астрологии
(подобных кризису европейской астрологии в Новое время) на Востоке не произошло.
Таким образом, основными особенностями данного этапа можно считать следующие:
1. Астрологии на Западе было отказано в научности. Она стала причисляться к
суевериям или оккультно-мистическим знаниям.
2. Астрология полностью утеряла государственный статус (в европейской культуре)
и перестала использоваться в государственных делах.
3. Перестав быть частью науки, астрология оставалась составляющей народной
культуры, не утратив своей популярности в широких слоях населения.
4. Если ранее астрология сотрудничала прежде всего с естественными науками,
теперь интерес к ней выказывают в основном представители гуманитарных дисциплин.
Интересно отметить вытекающее отсюда следствие: впервые за всю историю
астрологи перестали быть одновременно астрономами (они теперь зачастую
довольствовались таблицами, составленными профессиональными астрономами, сами
не умея определить положение небесных тел).
5. Возникло довольно ощутимое разделение астрологов на два лагеря: одни
астрологи начали переосмысливать мн
|
|