Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
говековые астрологические “истины” с тем, 
чтобы найти в них место новым научным открытиям (обнаружению новых планет и 
тому подобному), другие же (консерваторы-традиционалисты) ратовали за 
безусловное следование авторитету древних астрологов.
6. Упадок “научной астрологии” привёл к упрощению, искажению, а то и к потере 
многих техник и методов традиционной астрологии. В результате, важное место в 
деятельности астрологов заняла выработка новых техник взамен утерянных.

3.5. Современный этап. Кризис ньютоновской физики
Ключевая характеристика: Статистические исследования, работы гелиобиологов, 
изучение биоритмов и тому подобное возрождают уверенность в наличии корреляции 
между земными и космическими процессами. Объяснения корреляции благодаря 
разработкам Чижевского в гелиобиологии, благодаря теории синхронизма Юнга и, в 
перспективе, благодаря квантовой физике.
20 в., явившийся эпохой кризиса механистической научной парадигмы, был 
ознаменован и возвращением интереса к астрологии среди учёных. Несмотря на 
пренебрежение к “устаревшему псевдоучению”, ставшее к тому времени традиционным 
для науки, стали раздаваться голоса о возможном налаживании конктакта между 
астрологией и наукой, который может быть полезен для обеих сторон. “Астрология, 
как подметил Н. А. Бердяев, угадала неразрывную связь человека с космосом и тем 
прорвалась к истине, скрытой от науки о человеке, не знающей неба, и от науки о 
небе, не знающей человека” [Гуревич, 1996, с. 273].
Другой причиной всплеска интереса к астрологии, помимо кризиса традиционной 
научной парадигмы, можно считать и кризис современной церкви. Поэтому в 20 в. 
многие люди обращаются к “науке о звёздах” (и другим оккультным знаниям) в 
надежде, что она даст ответы на те вопросы, на которые ответа нет как у 
традиционной науки, так и у традиционной религии, и считают возможным 
соединение научного и религиозного путей развития именно через астрологию.
Ещё в 1880 г. в защиту астрологии открыто выступил главный хранитель 
Британского музея, историк и писатель Ричард Гарнетт (1835–1906). Он был одним 
из первых учёных этой эпохи, который посчитал, что для того, чтобы высказывать 
какое-либо мнение об истинности или ложности астрологии, её необходимо вначале 
изучить. В результате своих занятий этой дисциплиной, он пришёл к выводу, что 
неправомерно смешивать астрологию с гаданием. В своём эссе “Душа и звёзды”, 
напечатанном в “The University Magazine” в 1880 г., Гарнетт выступил против 
традиционного неприятия астрологии со стороны учёных. По его мнению, астрология 
– “физическая наука, так же, как геология”, а отнюдь не оккультное учение. 
Гарнетт указывал на строго эмпирический характер астрологии и писал: “Что 
касается достоверности её данных, то астрология является наиболее точной из 
всех наук, за единственным исключением астрономии” [цит. по: Parker, 1983, p. 
171].
Среди отечественных учёных одним из первых и наиболее решительных сторонников 
астрологии в новейшее время был А. Л. Чижевский (1897–1964). В 1915 г. он 
высказал идею о влиянии солнечной активности на земную жизнь и впоследствии 
блестяще подтвердил её научными исследованиями. В 1918 г. в Московском 
университете он получил степень доктора всеобщей истории, защитив диссертацию 
на тему “Исследование периодичности всемирно-исторического процесса”, в 1922 г. 
развил концепцию связи периодичности солнечной активности с развитием эпидемий 
и эпизоотий. В 1924 г. в Калуге вышла в свет работа “Физические факторы 
исторического процесса”, в которой Чижевский анализировал влияние космические 
факторов на динамику социально-исторических процессов. Явившись основателем 
новой науки гелиобиологии, сам Чижевский оценивал свою деятельность как 
развитие астрологических концепций прошлых веков. В 1926 г. он опубликовал 
статью “Современная астрология” (“Огонёк”, № 17), в которой основные понятия 
астрологии объяснял с позиций естественных наук. В этой статье он, в частности, 
писал, что ряд выдающихся астрономов доказывал связь периодичности солнечных 
явлений с движением планет вокруг Солнца. Если процессы на Солнце во многом 
зависят от планет, то, следовательно, и земные явления, зависящие от пятен и 
протуберанцев, находятся под контролем планет. Кроме этого, открытые в верхних 
слоях атмосферы лучи, имеющие космическое происхождение, делают вполне реальным 
предположение о влиянии на нас не только Солнца, но и более далёких светил. В 
своей фундаментальной работе “Земля в объятиях Солнца” (1931) Чижевский (в 
главе “От астрологии к космической биологии”) прослеживал историю 
астрологической мысли с весьма благожелательных позиций [Чижевский, 1995].
Чижевский так оценивал роль астрологии в истории европейской культуры: 
“Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым 
освобождала мысль от гнёта церковной догмы и освежала её дуновеньем широчайших 
просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, 
как передовой боец за свободу человеческого духа” [Чижевский, 1995, с. 502].
В 1924 г. в Ленинграде была опубликована работа Б. Л. Розинга “Алхимия и 
астрология в современном естествознании”. Её автор, как явствует из названия, 
поставил своей целью продемонстрировать, что новейшие научные достижения не 
только не отрицают основные постулаты астрологии и алхимии, но подтверждают их. 
В частности, сравнивая современную научную картину мира с традиционными 
астрологическими представлениями, Розинг пишет: “Мы получаем такую мировую 
картину. Электрическое состояния точек пространства, электроны, находящиеся в 
нём, одним словом, всё, что заключается в мире в настоящий момент, не возникает 
из ничего, а прибывает сюда с бесконечно далёких расстояний со скоростью света. 
То, что здесь будет, уже существует, так сказать, за кулисами мировой сцены: 
оно принесётся сюда 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-