|
е очевидной форме среди всех направлений астрологии. Эта отрасль
астрологии занимается изучением гороскопов, построенных для ответа на те или
иные чётко сформулированные вопросы, которые касаются актуальных событий
ближайшего времени. Интеррогативная астрология не занимается построением карт
рождения людей или “развёрткой” этих карт во времени; она изучает гороскоп
вопроса как самостоятельный объект исследования. Она тесно связана с элективной
астрологией, как бы являясь её оборотной стороной: если интеррогативная
астрология по моменту, в который возник объект, определяет его жизнеспособность,
то элективная астрология, наоборот, выявляет заранее момент, который наиболее
благоприятен для того, чтобы какой-либо объект создать. На ранних этапах
развития вопросная астрология воспринималась, очевидно, как единый предмет с
катархен-астрологией. Она также сформировалась с введением гороскопов в эпоху
эллинизма, и её принципы использовались уже Серапионом Александрийским.
Около 2 в. хорарная астрология проникла в Индию, где её техники были
оригинально переосмыслены и обогащены в прашна-шастре, как называли эту отрасль
астрологии индийцы. В 9–10 вв. интеррогативная астрология получила широкое
распространение в арабском мире.
В Европе знания о хорарной астрологии были утрачены после падения Рима, и новое
возрождение наступило лишь в позднем Средневековье, в результате контактов
европейцев с исламской наукой. Вопросная астрология достигла своего расцвета в
деятельности итальянского астролога Гвидо Бонатти (около 1230 – 1300), который
ввёл в это учение ряд положений, ставших для последующих поколений астрологов
аксиомами [см. Бонатти, 1998].
Методики хорарной и катархен-астрологии быстро приобрели популярность. Это во
многом объясняется тем, что астролог с их помощью мог давать ответы на насущные
вопросы клиента без выяснения времени рождения, которое обычно было неизвестно,
а если известно – то с весьма малой точностью.
Астрология предзнаменований после появления гороскопов стала терять свои
позиции, хотя в ряде стран Азии (в частности, в Китае и Японии) она продолжала
существовать даже в 18 в. В Индии основные работы по астрологии
предзнаменований были написаны в I тыс. н.э. Это “Гарга-самхита” (1–2 вв. н.э.),
“Пайтамаха-сиддханта” из “Вишнудхармоттарапураны” (начало 5 в.),
“Брихат-самхита” Варахамихиры (середина 5 в.) [Varahamihira, 1947],
“Бхадрабаху-самхита” (7–9 вв.) и комментарии Бхаттотпалы к “Брихат-самхите”
(967 г.) [Pingree, 1987; Саплин, 1994, с. 25]. В Китае подобные сочинения
создавались на протяжении многих столетий, но, пожалуй, самыми фундаментальными
были “Основы астрологии” Хуань Тиня (1653) и “Имперский компендиум астрологии”
(1739), подытоживший двухтысячелетний опыт китайских астрологов [Needham, 1956].
В Японии наиболее значительная работа была создана Шибукавой Харуми
(1639–1715). Его труд “Тенмон кеито" (“Сокровищница астрологии”), законченный в
1698 г., представляет собой восемь томов астрологических правил и интерпретаций
записанных предзнаменований. В основе большой части данного многотомника лежит
китайский учебник Хуань Тиня (1653). В Европе и на Ближнем Востоке к середине I
тыс. омен-астрология прекратила самостоятельное существование, но ряд её
методик сохранился в мунданной астрологии.
В общем, история взаимовлияний различных астрологических традиций совпадает с
историей культурных влияний в целом. Главным центром эллинистической астрологии
(как и центром эллинистической науки вообще) была Александрия Египетская. В
эпоху торжества Римской империи астрология была очень популярна в Риме, причём
большинство известных астрологов, работавших в Риме, были египетского
происхождения. Во 2–5 вв. н.э. астрологические техники эллинистических
астрологов распространяются в Сасанидском Иране, Сирии, Индии. В эпоху упадка
Западной Римской империи центром изучения астрологии продолжает оставаться
Восточная Римская империя (Византия). После возникновения Арабского халифата
начинают переводиться на арабский язык астрологические трактаты с греческого,
пехлеви, сирийского языков. Экспансия ислама сопровождалась и экспансией
исламской науки, в том числе астрологии. В результате монгольских завоеваний
система греко-арабской астрологии становится известна практически по всей Азии,
включая Индию, Китай и Тибет, а в результате крестовых походов, конкисты и
реконкисты знания об этой астрологической системе попадают в Западную Европу,
где астрология (начиная с 12–13 вв.) даже становится университетской
дисциплиной. “Как только язычество перестало представлять непосредственную
угрозу христианству, теологи высокого средневековья добровольно и не таясь
отвели астрологии почётное место среди прочих дисциплин – в особенности,
учитывая её классическую “родословную” и тот факт, что к её систематизации
приложили руку Аристотель и Птолемей” [Тарнас, 1995, с. 163–164].
Выводы по данному периоду. Подробное изложение истории астрологии выходит за
рамки задач данной работы; отметим лишь два принципиальных вывода, вытекающих
из изучения истории астрологических традиций в этот длительный период.
Во-первых, астрология легко преодолевала государственные, языковые, религиозные
рамки, несмотря на очень настороженное отношение к "знаниям язычников",
характерное для многих культур. Иудейские, христианские, мусульманские
астрологи, как и представители других религий, пользовались одной и той же
астрологической системой. Более того, христианские астрологи работали при
дворах халифов, иудейские астрологи давали консультации римским папам, а
исламские астрологи делали предсказания для китайских императоров. И подобных
исторических свидетельств “надрелигиозности” астрологии, её интеркультурной
значимости можно найти множество.
Во-вторых, необходимо отметить, что при перенесении астрологических техник на
новую почву нередко имело место недопонимание первоисточников, вызванное
культурными и язык
|
|