Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
ических карт. Единственное исключение составляет 
грубая круговая диаграмма в одном из папирусов 1-й пол. I в. н.э. [Neugebauer, 
Van Hoesen, 1959; Саплин, 1994, с. 321]. Только в византийских манускриптах 
начинают встречаться схематичные прямоугольные изображения гороскопов. Подобные 
рисунки затем перешли в арабскую и европейскую традицию, а в Индии (куда 
гороскопная астрология проникла около 2 в. н.э.) использовались немного другие 
схемы, хотя тоже квадратные. На Дальнем Востоке концепция гороскопов также 
стала известна в первые века н.э., во многом благодаря буддийским миссионерам. 
Что интересно, в Китае и Японии стали общепринятыми не прямоугольные 
схематичные изображения гороскопов, а круглые, более точно отображающие 
расположение планет на небесной сфере [Needham, 1956; Nakayama, 1969].

Существенно, что астрология предзнаменований была общегосударственной 
(мунданной), тогда как календарные вычисления и построение гороскопов могли 
использоваться и в мунданной, и в индивидуальной (натальной) астрологии. 
Упомянем о ключевых изменениях, которые произошли на обсуждаемом этапе в 
мунданной астрологии. Здесь следует выделить появление представлений о том, что 
свой гороскоп имеют не только люди, но и города и государства. Подобные 
представления зафиксированы уже в 1 в. до н.э., когда астролог Луций Таруций 
Фирман рассчитал гороскоп основания Рима (который лёг в основу летосчисления 
“от основания Рима”) [Cramer, 1954; Куталёв, 1997, с. 141]. Таким образом, 
мунданная астрология, продолжая использовать многовековые традиции астрологии 
предзнаменований, обогатилась и гороскопическими методиками.
В первые века н.э. (а возможно, и ранее) весомый вклад в развитие мунданной 
астрологии был сделан персидскими (зороастрийскими) звёздочётами. Они 
разработали методы астрологического изучения исторических периодов на основе 
циклов Юпитера и Сатурна [Pingree, 1963; Саплин, 1994, с. 26–27]. Особенно 
судьбоносными считались годы соединений этих двух планет, в которые как бы 
закладывались основные тенденции последующих 20 лет. Циклы соединений Юпитера и 
Сатурна объединялись персидскими астрологами в более глобальные сверхциклы, 
позволяющие делать астрологические выводы о целых эпохах. Эта методика была 
затем заимствована арабскими астрологами, а от них стала известна и в 
средневековой Европе, где приобрела большую популярность.
Раздел астрологии, занимающийся построением и толкованием гороскопов рождения 
людей, назывался по-гречески “генетлиалогия” или “апотелесматика”. В средние 
века совокупность методик анализа гороскопа и методик прогноза называлась 
юдициарной астрологией (от лат. iudicium – “приговор”). В этом названии 
отражены фаталистические тенденции, как и в соответствующем названии данной 
отрасли астрологии у арабов, которое переводится как “приговоры рождений” 
[Матвиевская, Розенфельд, 1983]. 
Особого разговора заслуживает вопрос о соотношении гороскопов зачатия с 
гороскопами рождения. Считается, что первым астрологом, который начал 
использовать методы гороскопной астрологии применительно к моменту зачатия, был 
Архинопол (1-я пол. 3 в. до н.э.), ученик Бероса. Самый ранний известный пример 
карты зачатия обнаружен в вавилонском клинописном тексте, который содержит 
положения планет на две даты, отстоящие друг от друга на 279 дней: первая дата 
(17.03.258 г. до н.э.) относится к зачатию, а вторая (15.12.258 до н.э.) – к 
рождению ребёнка [Ван-дер-Варден, 1991]. Таким образом, исторически более 
ранним было, судя по всему, появление гороскопов рождения, а карты зачатия 
появились позднее и играли подчинённую роль.
Гороскопная астрология, получив развитие в эллинистическом мире (особенно 
важные разработки были сделаны в Египте), постепенно распространилась по всему 
Старому Свету: в первые века н.э. она стала известна в Индии, Сирии и Иране, 
после падения Западной Римской империи продолжала существовать в Византии, с 
появлением Арабского халифата в 7 в. вошла в жизнь мусульман, а различные 
торговые и военные походы более позднего времени (особенно монгольские 
завоевания) сделали гороскопную астрологию широко известной в странах 
Центральной Азии и Дальнего Востока.
Гороскопная астрология обычно делилась на четыре направления. Помимо юдициарной 
астрологии (изучающей гороскопы конкретных людей) и мунданной астрологии 
(изучающей глобальные события, касающиеся масс людей), выделялись 
катархен-астрология и интеррогативная астрология.
Астрология выбора благоприятного времени для тех или иных действий 
(катархен-астрология, от греч. katarchein – “начинать, указывать дорогу”) – или,
 если воспользоваться современным термином, элективная астрология – восходит к 
хрономантии и календарной астрологии. Некоторые отголоски этого древнейшего 
этапа элективной астрологии дошли до наших дней (например, в суеверных 
представлениях, что не стоит жениться в мае, делать важные дела 13-го числа и т.
п.). Использование катархен-астрологии зафиксировано уже на рубеже 4–3 вв. до н.
э. Известно, что Селевк Никанор (321–281 до н.э.) консультировался с 
вавилонскими астрологами (в источнике 2 в. н.э. они названы “магами”) о 
наиболее благоприятном часе для закладки нового города Селевкии недалеко от 
Вавилона [Cramer, 1954]. С появлением гороскопов катархен-астрология обрела 
самостоятельную жизнь. Одним из первых известных астрологов, разрабатывавших 
данную отрасль, был Серапион Александрийский, живший близ рубежа н.э. 
[Sphujidhvaja, 1978]. Методики астрологии выбора стали широко использоваться в 
Римской империи, в первые века н.э. получили известность в Индии и Сасанидском 
Иране, затем активно применялись в Византии и арабском мире, а через переводы с 
арабского стали известны и в позднесредневековой Европе.
Интеррогативная (вопросная) астрология, сейчас обычно называемая хорарной, 
также зародилась в недрах хрономантии и до сих пор сохраняет связь с мантикой в 
наибол
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-