|
льтурах.
Основные направления “научной астрологии”. В эту эпоху астрология впервые стала
поистине популярна. Из сферы интересов узкого круга специалистов (обычно
жрецов), приближённых к правителям, в эллинистическом мире “наука о звёздах”
вышла в народные массы. Это было связано с развитием новой отрасли астрологии –
гороскопной астрологии, то есть учения о гороскопах, исходящего из того, что
анализ расположения планет на небе в моменты зачатия и/или рождения даёт
информацию о течении всей жизни человека. Предсказания по дню рождения
встречались и ранее в Месопотамии, начиная со Старовавилонского периода, – в
других видах предсказаний, – но до середины I тыс. до н.э. они не играли
заметной роли в астрологии [Саплин, 1994, с. 12]. Как заметил О. Буше-Леклерк,
мысль, что божественные небесные светила озабочены судьбой и обыкновенного,
рядового человека, была результатом греческого демократизма [Гурев, 1970, с.
64].
Для построения гороскопа (схемы расположения светил в заданный момент)
требовались гораздо более сложные расчёты, чем в календарной астрологии, и не
менее обстоятельные наблюдения, чем в омен-астрологии (однако не настолько
длительные). Существенным отличием от астрологии предзнаменований было то, что
теперь принимались во внимание лишь те небесные события, которые можно было
математически вычислить (заранее или после того, как они случились). Иначе
говоря, в гороскопной астрологии перестали учитываться погодные условия, цвет
облаков и тому подобное. И если омен-астрология касалась общегосударственных
вопросов, то гороскопы могли строиться и на отдельных людей. Технически это
стало возможным благодаря развитию математической астрономии [Ван-дер-Варден,
1991; Гурев, 1970, с. 168]. Гороскопная астрологии, как считается, возникла в
Двуречье в 5 в. до н.э., а затем распространилась по странам Европы, Азии и
Северной Африки. Окончательно доктрина гороскопов сформировалась во 2–1 вв. до
н.э. в эллинистическом Египте с появлением концепции Асцендента (восходящего
знака Зодиака), Середины Неба (кульминирующего знака) и круга домов.
Самый древний, клинописный гороскоп, который дошел до нас, содержит
астрологические данные на 29 апреля 410 г. до н.э. Он происходит из храмовых
архивов в Вавилоне. К этому времени концепция гороскопов уже стала известна и в
Греции. Согласно уже упоминавшемуся выше сообщению Геллия, “халдей предсказал
по звёздам блестящую будущность Еврипида его отцу” [Ван-дер-Варден, 1991]. Если
учесть, что Еврипид получил свою первую награду за трагедию в возрасте 40 лет в
442 г. до н.э., то предсказание могло быть сделано не позднее середины 5 в. до
н.э. Историк науки Б. Л. Ван-дер-Варден пришёл к заключению, что гороскопы
появились в Вавилоне ранее 451 г. до н.э. и стали известны в Греции ранее 441 г.
до н.э. [там же]. Однако другие учёные склоняются к более поздней датировке
появления гороскопов в Греции, считая сведения о предсказании Еврипиду
недостоверными. Всего известно 16 вавилонских гороскопов, из которых наиболее
поздний составлен на 69 г. до н.э. [Neugebauer, Van Hoesen, 1959]. В этих
гороскопах ещё не используются дома, Асцендент и Середина Неба, они содержат
лишь положения планет в созвездиях или зодиакальных знаках.
Самый ранний известный греческий гороскоп – это карта коронации Антиоха I
Коммагенского 7 июля 62 г. до н.э., являющаяся частью монумента на вершине горы
Нимруд-Даг [Cramer, 1954; Саплин, 1994, с. 251]. Наиболее ранний гороскоп,
сохранившийся в греческих литературных источниках, составлен на 72 г. до н.э.,
однако записан после 22 г. до н.э. (приводится римским астрологом Балбиллом).
Там уже указаны угловые точки, то есть зафиксировано положение небесных тел
относительно горизонта и небесного меридиана в конкретный момент времени. Иначе
говоря, это уже гороскоп в полном смысле слова (буквально “horoskopos” означает
“наблюдающий час [события]”). Первый греческий гороскоп, написанный на папирусе,
датируется 10 г. до н.э. [Neugebauer, Van Hoesen, 1959; p. 161–162].
Практически весь массив греческих гороскопов (а всего их известно около 180-ти)
датируется первыми пятью веками н.э. Таким образом, эти данные подтверждают,
что расцвет гороскопной астрологии произошёл лишь близ рубежа н.э. в
эллинистическом мире. Трудно считать случайностью, что известно менее 20
клинописных гороскопов того периода, от которого дошло более 1800
астрономических клинописных табличек. С греческими же гороскопами ситуация
обратная: мы имеем только 20 астрономических документов и примерно в 10 раз
большее количество гороскопов.
Египетских гороскопов известно всего 10. Девять из них записаны демотическим
письмом, они датируются от 38 г. до н.э. по 93 г. н.э. Особенно интересен
десятый случай. Это единственный известный гороскоп, в котором – вперемешку с
греческим – используется язык коренного населения Египта (коптский). Он
составлен на дату в 95 г. н.э. и сопровождается обширными астрологическими
рассуждениями [Neugebauer, Van Hoesen, 1959].
Наиболее ранний арабский гороскоп, известный нам, составлен на коронацию
сасанидского царя Хосрова I Ануширвана 18 августа 531 г. [Neugebauer, Van
Hoesen, 1959]. Но начало истинного расцвета астрологии в арабских странах
датируется временем правления первых аббасидских халифов (2-я пол. 8 в.).
Главным центром астрологии в исламском мире стал Багдад, основанный в 762 г.
(весьма показательно, что дата основания города и его планировка была
определена придворными астрологами халифа ал-Мансура – персом Наубахтом и
евреем Маша'аллахом) [Матвиевская, Розенфельд, 1983]. В 11 в. центр
астрологической и астрономической активности переместился в Андалусию, с 13 по
15 в. – в Египет и Сирию, а в последующие века таким центром в исламском мире
был Стамбул.
В разные эпохи и в различнных астрологических системах использовались разные
схемы рисунка гороскопа. Интересно, что в месопотамских и греческих источниках
вообще нет рисунков астроло
|
|