Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
 ряда “стволов” 
(гань) и одного из 12-ти циклических знаков ряда “ветвей” (чжи). Первый день 
цикла обозначался сочетанием первых знаков обоих рядов, второй – вторых, и так 
далее. Счёт календарных лет по шестидесятиричному циклу утвердился к началу 3 в.
 н.э. [Сыма Цянь, 1986]. Десятичленный ряд знаков по традиции ассоциировался с 
Небом и пятью мировыми стихиями, которые рассматривались в мужском и женском 
аспекте. Что же касается 12-членного ряда, то составлявшие его знаки 
соотносились с Землёй и имели соответствия среди 12 месяцев, часов суток, 
сторон света и животных “звериного цикла”. Эта система составила основу 
позднейшей астрологии.
Среди учёных рубежа н.э., сыгравших важную роль в истории астрологии, следует 
упомянуть Мэн Си (1 в. до н.э.), каноноведа-ицзиниста, который предложил 
систему соответствий календарно-климатических процессов 64-м гексаграммам “Чжоу 
и” [Куталёв, 1997, с. 97], а также Ян Сюна (53 до н.э. – 18 н.э.) – философа, 
литератора и филолога, автора созданного в подражание “Канону перемен” труда 
“Тай сюань [цзин]” (“[Канон] великого сокровенного”). Ян Сюн указывал, что 
задача человеческого познания не преображение природы, а подражание трём 
упорядочивающим началам космоса – Небу, Земле и Человеку в их идеальных 
значениях. Такого рода подражание тождественно “почитанию небесных циклов” и 
одновременно – “контролю за небесной изначальностью”, то есть естественному 
следованию глубинным природным закономерностям [Китайская философия, 1994, с. 
519–520]. Таким образом, философские основания китайской астрологии и 
эллинистической астрологии имеют много параллелей.
Что касается естественнонаучного базиса китайской астрологии, то он был связан 
прежде всего с деятельностью Чжан Хэна (78–139), крупнейшего учёного ханьской 
эпохи, астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа. Он был создателем 
армиллярной сферы (небесного глобуса), приводившейся в движение водой, 
тележки-компаса, солнечных часов, прибора для регистрации подземных толчков. 
Чжан Хэн явился родоначальником количественной картографии, основанной на 
прямоугольной сетке координат, он разделил всё небо на 124 созвездия, первым в 
Китае сделал заключение, что Луна светит отражённым от Солнца светом, и 
правильно объяснил явление лунных затмений, определил угол наклона эклиптики к 
небесному экватору, сделал ряд других открытий [см. Еремеева, Цицин, 1989; 
Китайская философия, 1994, с. 445–446; Куталёв, 1997, с. 151]. Роль Чжан Хэна в 
истории китайской “науки о небесных узорах” по важности сравнима с ролью его 
младшего современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и 
астрологии.
Ещё одной крупной фигурой в истории астрологии является Гуань Ло (Kuan Lo; 
209–256), занимавшийся хрономантией и геомантией (фэнь шуй). В своих работах он 
впервые связал систему 12 “ветвей” и 10 “стволов” с концепцией 5 стихий (у син) 
и выработал на их основе систему предсказаний и определения судьбы. Эта система 
впоследствии приобрела большую популярность и стала известна в Китае как “чуй 
мин” или “лю мин” (“вычисление [судьбы]”), а на Западе – как “восточный 
гороскоп” [Needham, 1956].
Продолжали развиваться и философские аспекты астрологии. В рамках даосизма (в 
частности, в рамках “учения о бессмертии” – одной из важнейших даосских 
доктрин) разрабатывались астролого-алхимические построения. Среди мыслителей, 
сделавших важные шаги в этом направлении, следует назвать Вэй Бояна (около 
100–170), Гэ Хуна (4 в.), Чжан Бодуаня (984–1082).
Одним из интереснейших направлений философской мысли Китая, связанных с 
астрологией, было “учение о символах и числах” (сян шу чжи сюэ), созданное в 
ханьский период главным образом усилиями комментаторов “Канона перемен”. Они 
синтезировали принципы конфуцианства, даосизма и школы инь ян и связали их с 
природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, астрологии 
и теории музыки. “Учение о символах и числах“ в той или иной мере оказало 
ощутимое влияние практически на все области культуры традиционного Китая [см. 
Кобзев, 1994].
Важным явлением, повлиявшим на осмысление астрологии, было возникновение так 
называемого неоконфуцианства и, прежде всего, деятельность философов Чжоу Дуньи 
(1017–1073) и Шао Юна (1011–1077), основоположников этого течения 
религиозно-философской мысли. Главным теоретическим достижением 
неоконфуцианства было сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с 
ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, 
основанную прежде всего на “Книге перемен” мировоззренческую систему. Среди 
крупнейших учёных данного направления: Чжан Синчэн (12 в.), Е Ши (1150–1223), 
Цай Шэнь (1167–1230), Дай Чжэнь (1723–1777).
Следует учитывать, что многие астрологические знания в Китае продолжали 
оставаться эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных 
специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось,
 что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. И 
этот закон неуклонно соблюдался вплоть до начала 20 века [Nakayama, 1969].
Разумеется, астрологические верования бытовали и среди простого люда, но они 
имели более примитивную, упрощённую форму. Существовали системы определения 
благоприятных и неблагоприятных дней по так называемому “циклическому 
календарю” и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к 
глобальным событиям, как в придворной астрологии. Общеизвестный “восточный 
гороскоп” относится именно к этому типу календарной астрологии. Наиболее 
крупные работы по данной теме были написаны в 17 в. [Needham, 1956].
Мы довольно подробно остановились на характеристике “научной астрологии” в 
Китае для того, чтобы показать наличие несомненных параллелей с процессом 
становления астрологии как науки на Западе. Это позволяет нам предположить 
наличие общих закономерностей в развитии астрологии в разных к
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-