Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
ователи отмечают и возможное месопотамское влияние на календарь.
 Примерно 6 в. до н.э. датируется папирус из Венской национальной библиотеки, 
посвящённый толкованию затмений. Приводящаяся в нём методика использовалась 
месопотамскими астрологами ещё во II тыс. до н.э. [Campion, 1994, p. 87–94].
Важнейшим источником современных знаний об астрологических знамениях в 
ахеменидском Египте является демотический папирус, написанный на рубеже 2–3 вв. 
н.э. Первая часть этого текста – о предзнаменованиях, связанных с затмениями, – 
обычно датируется ахеменидским периодом и содержит не только знамения, 
параллельные “Энума Ану Энлиль” (хотя и изменённые для того, чтобы 
соответствовать реалиям египетского общества), но и дискуссию о 18-летнем цикле 
затмений (очевидно, вавилонском). Вторая часть папируса – о лунных 
предзнаменованиях – возможно, и пост-Ахеменидского периода, но ряд явлений, 
описанных в ней, также восходит к соответствующему разделу “Энума Ану Энлиль” 
[Pingree, 1982].
Халдеи и Древняя Греция. В Греции месопотамские жрецы-астрологи и их ученики 
стали известны как “халдеи”. Среди наиболее ранних свидетельств появления 
халдеев в Греции – их упоминание Геродотом (451 г. до н.э.), а также сообщение 
Геллия о том, что халдеи предсказали по звёздам блистательное будущее великого 
драматурга Еврипида (родившегося в 480-х гг.) его отцу [Ван-дер-Варден, 1991].
Греческая наука, переживавшая в данную эпоху свой расцвет, внесла значимый 
вклад в развитие астрологии. Афинский астроном Евктемон около 432 г. до н.э. 
ввёл использование тропического Зодиака. Его современник и коллега Метон открыл 
(видимо, независимо от вавилонян) 19-летний календарный цикл. Концепции 
Эмпедокла (около 490 – около 430 до н.э.), Платона (427–347) и Аристотеля 
(384–322) – особенно идея 4 стихий и представления о структуре Космоса – 
составили философский базис астрологии последующих столетий. Идеи Гиппократа 
(около 460–370) о значимости учёта воздействий звёзд в медицине также получили 
дальнейшее развитие в эпоху эллинизма и средние века [Куталёв, 1997]. На рубеже 
5–4 вв. до н.э. в греческих текстах начали появляться элементы вавилонской 
астрономии и астрологии того времени. Платон, в частности, знал о периодичности 
небесных явлений (концепция, являющаяся базисом всей математической астрономии 
и астрологического учения о циклах) и о делении эклиптики на 12 равных частей. 
Евдокс Книдский в первой половине 4 в. до н.э. определил восходы, заходы и 
кульминации ряда созвездий, которые почти точно соответствуют известным 
месопотамским созвездиям, но совершенно отличны от египетских. Однако следует 
признать, что разработанной астрологической системы и сколько-нибудь широкой 
астрологической практики в Греции в данную эпоху ещё не было [Bouch?-Leclercq, 
1899; Cumont, 1912; Нейгебауэр, 1969]. Первый всплеск популярности астрологии в 
Греции имел место, как и в Египте, лишь в 3–2 вв. до н.э.
Общая характеристика этапа. Таким образом, возникновение астрологии было 
процессом, “размытым” во времени и не имеющим единого источника. Месопотамская 
астрология предзнаменований, астрология друидов и месоамериканская астрология 
возникли и развивались независимым образом (хотя некоторое опосредованное 
влияние халдейской традиции на друидов гипотетически можно предположить [см. 
Campion, 1994, p. 481-482]). Астрология Китая, Индии, Персии, Египта и Греции 
испытала на себе влияние астрологии Двуречья (особенно в ахеменидский период), 
и трудно сказать, насколько развитой была астрологическая традиция в этих 
регионах до месопотамского влияния.
Насколько нам позволяет судить анализ сохранившихся источников, на Дальнем 
Востоке (в Китае и соседних с ним регионах) ещё до контактов с месопотамской 
астрологией возникла своя оригинальная астрологическая традиция; о ранних 
этапах развития астрологии в Индии и Персии можно судить с меньшей 
определённостью, скорее всего, развитых астрологических систем до ахеменидского 
периода там не было создано; наконец, о Древнем Египте и Древней Греции следует 
говорить как о культурах, в которых оригинальные астрологические традиции в 
обсуждаемую эпоху ещё не сформировались. Первый расцвет греко-египетской 
астрологии наступит лишь в эпоху эллинизма, близ рубежа н.э.
В целом, для астрологии этой стадии характерны следующие особенности:
1. Астрология базировалась на эмпирическом подходе. Многолетние ежедневные 
наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований во 
всех культурах, где она возникла. Календарная астрология тоже могла возникнуть 
лишь после регулярных многолетних наблюдений за небом;
2. Политические функции астрологии в эту эпоху были в числе важнейших. И в 
Месопотамии, и в Китае, и в Месоамерике астрология носила государственный 
характер, клиентура астрологов, насколько это известно, была ограничена 
правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не 
частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи,
 а глава астрологов имел очень высокий социальный статус и был советником 
правителя [см. Needham, 1956; Campion, 1994]. Однако вполне правомерны 
предположения некоторых историков о том, что параллельно могла существовать 
бесписьменная традиция “народной астрологии”, которая отвечала запросам 
простого люда [см. Baigent et al., 1984];
3. Астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку 
имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался 
по наследству [см. Nakayama, 1969];
4. Астрология была непосредственно связана с государственной религией и 
привлекалась к использованию в культовых целях. Таком образом, она выполняла 
сакрально-религиозные функции в культуре. 

3.3. Возникновение и развитие “научной астрологии”
Наиболее характерное объяснение принципа астрологической корреляции: Космос 
(надлунный мир) коррелирует с земным объектом (подлунный мир) благодаря 
всемирной симпатии и принципу подобия.
Эта стадия в истории астрологии началась в эпоху эллинизма, после того, как в 
3
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-