|
ческие сочинения, созданные в Китае,
датируются концом 5–4 вв. до н.э. [см. Needham, 1956; Сыма Цянь, 1986]. В это
же время был составлен первый известный список неподвижных звёзд (свыше 800).
Данные работы показывают несомненное знакомство с месопотамской астрологией
[Edkins, 1885; Needham, 1956]. Видимо, вавилонские методики были занесены в
Китай из Индии буддийскими миссионерами. Соединившись с уже существующими
концепциями (в частности, с идеей 28 “лунных стоянок” – сю – на небесном
экваторе) и с наблюдениями китайских учёных, эти методики в итоге образовали ту
систему, которую мы знаем из трактата астролога-историографа Сыма Цяня “Тянь
гуань шу” (нач. 1 в. до н.э.) [Сыма Цянь, 1986].
Месоамерика. Сведения по истории астрологии в Месоамерике (так называется
территория современной Мексики и севера Центральной Америки) более скудны. Тем
не менее, известно, что ещё за несколько веков до нашей эры здесь существовала
развитая культура ольмеков. Резьба по камню, сделанная ольмекскими художниками
около 600 г. до н.э., даёт основание утверждать, что ключевые знаки
месоамериканской астрологии использовались уже тогда [Scofield, 1994]. Цолькин
– 260-дневный цикл, составляющий уникальную особенность месоамериканской
астрологии – сформировался к 200 г. до н.э. [Авени, 1998].
Астрология друидов. Что же касается астрологии друидов, то здесь наши сведения
особенно неполны и фрагментарны. Данная астрологическая традиция основана на
воззрениях многочисленных племён, в древности живших на севере Европы – в
Галлии, Ирландии, Британии. Друидами у древних кельтов и галлов назывались
жрецы местных дохристианских культов. Обилие лакун в наших знаниях об истории и
особенностях астрологической системы друидов связано, во-первых, с тем, что
кельтско-галльская культура была бесписьменной, а во-вторых, с тем, что
астрология друидов как часть языческой культуры активно подавлялась
христианской церковью, начиная с раннего Средневековья, и не сохранилась ни в
живой традиции, ни в достоверных источниках дохристианского периода.
Главным источником исторических сведений о кельтах и галлах для нас являются
сообщения античных авторов. По свидетельству Юлия Цезаря (I в. до н.э.), друиды
“много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира
и земли, о природе, могуществе и власти бессмертных богов” [Цезарь, 1962, с.
93]. По утверждению Цезаря, друиды считали святотатством записывать своё учение
и потому у них просто никогда не было астрологических таблиц как таковых. Таким
образом, мы можем зафиксировать наличие астрологических концепций у друидов ещё
до рубежа н.э., но не имеем возможности реально их оценить [Патерсон, 1996, с.
13].
Персия и Индия. Имеющиеся сведения о культуре индоиранцев не позволяют
однозначно судить о наличии или отсутствии оригинальных развитых
астрологических систем у индоариев на этом историческом этапе.
Арии, консолидировавшиеся на рубеже III–II тыс. до н.э. где-то в районе
Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать в разных направлениях с
начала II тыс. до н.э. Арии, достигшие Индии в 14–13 вв. до н.э., и иранские
арии, осевшие в Иране в начале I тыс. до н.э., относятся к одной ветви
индоевропейцев – к южной ветви, часто именуемой индоиранской. Этим объясняется
большое количество общих черт в культуре иранцев и индийцев [Васильев, 1994, с.
154]. Астрологические представления раннего периода нашли выражение в священных
книгах этих народов – Ведах и Авесте, которые начали создаваться в конце II –
начале I тыс. до н.э.
Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма:
разработка основных положений “науки о звёздах” приписывалась непосредственно
основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных областей применения
астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее важное место заняла
астрология в индийской ведической религии. Однако трудно сказать, насколько
была развита древнеиранская и древнеидийская астрология в доахеменидскую эпоху.
Вероятнее всего, здесь следует говорить ещё о протоастрологии.
Ахеменидская эпоха (6–4 вв. до н.э.) стала поворотным пунктом в развитии
индоиранской астрологии. Власть могущественной державы Ахеменидов
распространялась на большинство стран Ближнего и Среднего Востока (в том числе
на Финикию, Египет и Месопотамию) и на часть Индии. Объединение земель, в
которых до этого астрология развивалась достаточно самостоятельно, привело к
взаимодействию концепций наиболее развитой месопотамской астрологии с менее
развитыми местными традициями других частей державы. В частности, концепции
астрономии и астрологии Двуречья проникли в Индию – о чём свидетельствует
трактат Лагадхи “Джъётишаведанга” (конец 5 в. до н.э.) – и оказали сильное
влияние на дальнейшее развитие индийской науки [Pingree, 1963; Pingree, 1987].
Персидская астрономия и астрология также впитала в себя мудрость Двуречья.
Египет. Уже в античности были распространены легенды о выдающемся искусстве
египетских астрологов, о том, что история астрономико-астрологических
наблюдений в Древнем Египте насчитывает много столетий и даже тысячелетия.
Однако беспристрастное изучение первоисточников и исторических свидетельств
приводит к совершенно обратному выводу: судя по всему, в Древнем Египте
оригинальных развитых астрологических техник вообще не существовало [Parker,
1978, p. 706]. Отдельные элементы примитивной календарной астрологии и
астрологии предзнаменований, которые встречаются в древнеегипетских источниках,
имеют несомненно месопотамское происхождение [см. Pingree, 1982; Ван-дер-Варден,
1991]. Первый реальный всплеск астрологических знаний в Египте произошёл
только после похода Александра Македонского под влиянием месопотамской и
греческой астрологии.
В Ахеменидский период в Египте (как и в других регионах под ахеменидским
контролем) получают распространение вавилонские астральные предзнаменования.
Некоторые иссле
|
|