Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
ашей терминологии. На данном этапе собственно астрология 
ещё не сформировалась. Очевидно, данная стадия характерна для любого 
доклассового общества. Её особенности были разобраны в Главе 2. 

3.2. Возникновение и развитие астрологии предзнаменований и календарной 
астрологии
Наиболее характерное объяснение принципа астрологической корреляции на данном 
этапе: Космос (Небо) коррелирует с земным объектом (социумом) благодаря единым 
ритмическим закономерностям. 
Это виталистическая стадия, по терминологии Бертело-Радьяра, и появление 
астрологии как таковой, согласно нашему определению астрологии.
Как уже указывалось в 2.2., невозможно выделить один единый очаг возникновения 
астрологии. Данный этап характерен для многих развитых цивилизаций древности. 
Но при этом, возникновение развитых астрологических традиций не было 
одновременным. Наиболее ранним, судя по всему, было появление астрологии в 
Месопотамии и (возможно) у древних ариев (ориентировочно на рубеже III–II тыс. 
до н.э.); в Китае и Месоамерике астрологические концепции были сформулированы к 
середине I тыс. до н.э.; тогда как астрологическая система друидов, видимо, 
сформировалась в последние века I тыс. до н.э. Точная датировка древнейших 
этапов становления астрологии весьма затруднена, но поскольку данный вопрос 
существенен для рассматриваемых проблем, ниже мы кратко рассмотрим имеющиеся 
данные о времени возникновения основных астрологических традиций.
Месопотамия. Основным источником достоверных сведений о самых ранних 
астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при 
раскопках в Двуречье (Месопотамии) – природной области в Западной Азии, в 
бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая 
коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в 7 
в. до н.э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её 
текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в 
которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период 
[Нейгебауэр, 1969; Pingree, 1982; Ван-дер-Варден, 1991].
Именно Двуречье принято считать местом возникновения древнейшего мирового очага 
цивилизации и государственности. Первые города-государства были созданы 
шумерами, которые пришли на территорию Южного Двуречья на рубеже V – IV тыс. до 
н.э. Во 2-й пол. III тыс. до н.э. здесь уже существовали города, население 
которых исчислялось десятками тысяч (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) [Васильев, 
1994, с. 84–86]. Как раз к этой эпохе восходит систематическое наблюдение неба 
шумерами.
Интересное предложение датировать “рождение” астрологии предзнаменований 
выдвинул современный историк науки Петер Хубер [Huber, 1987]. Среди 
астрологических клинописных текстов Древнего Двуречья есть предзнаменование, 
которое считается одним из древнейших: в нём описано зловещее лунное затмение в 
месяце нисан, предвещающее смерть царя Аккада (“Энума Ану Энлиль”, таблички 
15–22). Уточнённая хронология правлений месопотамских царей (установленная в 
1982 г.) позволила П. Хуберу взяться за проверку этого астрологического события.
 И он получил почти невероятное совпадение, найдя промежуток времени, когда на 
протяжении всего 65 лет не менее, чем трём (!) сменам правления в Аккаде 
непосредственно предшествовало затмение, которое полностью соответствует 
описанному в предзнаменовании. Это переходы власти от Маништушу к Нарамсину 
(2301 до н.э.), от Нарамсина к Шаркалишарри (2264 до н.э.) и от Элулу к Дуду 
(2236 до н.э.) – каждому из них предшествовало полное лунное затмение в нисане. 

На основании своего открытия П. Хубер предположил, что трёхкратное совпадение 
похожих затмений со сменой власти и было тем ходом событий, который привёл к 
рождению астрологии предзнаменований. Ведь после такого недвусмысленного 
свидетельства о соответствии небесных и земных катаклизмов жители Двуречья не 
могли не заняться более тщательным наблюдением астрономических явлений и 
происходящих параллельно с ними земных событий [Huber, 1987, p. 12–13].
Однако мы считаем, что 23 в. до н.э. нельзя признать веком действительного 
рождения астрологии, поскольку для того, чтобы заметить, что лунные затмения 
определённого типа предвещают смерть правителя, шумерам уже нужно было иметь 
многолетние записи наблюдений за небом.
Как бы то ни было, мы можем констатировать, что в последние века III тыс. до н.
э. в Месопотамии уже велись систематические наблюдения астрономических событий, 
которым придавалось астрологическое значение.
Китай. Примерно к этому же времени традиционная китайская историография относит 
создание придворной астрологической службы в Древнем Китае. В частности, в “Шу 
цзине” указывается, что во времена полулегендарной династии Ся два имперских 
астролога не смогли предсказать солнечное затмение, за что и были казнены. 
Астрономы традиционно датировали это затмение 22 октября 2137 г. до н.э. 
[Николов, Харалампиев, 1991, с. 138]. Однако современные исследователи считают 
эту историю или полностью мифической, или имевшей место много столетий спустя. 
Связанная с астрологией служба неба, возможно, существовала в Китае с эпохи 
Шан-Инь (1600–1027 до н.э.) [Еремеева, Цицин, 1989], но самые ранние реальные 
сведения о китайской государственной астрологии относятся только к I тыс. до н.
э. Наиболее древние известные нам астролог
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-