|
э. “Энума Ану Энлиль”).
Календарная астрология представляла собой интерпретацию значений тех или иных
календарных дней, месяцев, годов (обычно в терминах благоприятности и
злотворности). Таким образом, основой для толкований становилось уже не
непосредственное наблюдение неба, а календарь, возникший в результате таких
наблюдений. Один из ранних примеров простейшей календарной астрологии даёт нам
папирус из Древнего Египта, относящийся к 19-й или 20-й династии (около 1200 г.
до н.э.), который заключает в себе астрологическое расписание счастливых и
несчастных дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в
эти дни. Расписание это простирается на 3/4 года [см. Ван-дер-Варден, 1991;
Parker, 1978].
Астрология предзнаменований и простейшая календарная астрология известны во
многих культурах. Однако более сложные астрологические системы –
подразумевающие в движении небесных тел наличие абстрактного смысла, вводящие
особые системы классификаций (зодиакальные знаки и тому подобное) – возникли и
получили развитие лишь в нескольких культурах.
При этом не вызывает сомнения, что сложные астрологические системы возникали в
разных регионах Древнего мира, и невозможно выделить одну-единственную “родину
астрологии”. К сожалению, точно определить количество независимых "очагов", где
появилась астрология, не представляется возможным (по крайней мере, на
современном уровне знаний). Это связано прежде всего с нехваткой достоверных
сведений о ранних этапах становления астрологических учений.
К примеру, некоторые исследователи указывают на возникновение развитых
астрологических систем в Древней Индии, в Древнем Иране (в зороастрийской
культуре), в Древней Греции, у древних евреев, у древних египтян. Однако
имеющиеся данные не позволяют утверждать, что астрологические учения были
выработаны этими народами самостоятельно. Самые ранние сохранившиеся фрагменты
астрологических систем уже говорят о заимствованиях, несамостоятельности
астрологии этих народов. Насколько независимым было развитие астрологии до
создания этих фрагментов, судить трудно.
Тем не менее, можно выделить несколько основных независимых центров
возникновения развитых астрологических систем:
* Месопотамия, послужившая главным источником астрологических практик
эллинистического мира;
* Северная Европа, в которой кельтско-галльские жрецы-друиды создали
астрологическую систему – очевидно, независимую от ближневосточного влияния;
* Китай и соседние с ним регионы;
* Месоамерика (астрология ольмеков, майя, ацтеков и др.).
Фундаментом для развития практик, известных ныне как “западная астрология”,
послужила месопотамская астрология, тогда как китайская традиция стала стержнем
систем так называемой “восточной астрологии”. Что же касается астрологических
систем индейцев Месоамерики и друидов, то они не дошли до нашего времени в
живой традиции и реконструируются лишь с той или иной степенью достоверности.
Оригинальные астрологические системы, видимо, возникали и в других регионах
мира, но одни из них имели узкорегиональный характер (как, например, астрология
инков или самобытная яванско-балийская астрология, базирующаяся на календаре
“вуку” [см. Календарные обычаи, 1993, с. 318–324, 356–357; Бернова, 1993]), не
сыграв значимой роли в истории астрологии иных – даже соседних – народов; а
другие практически не изучены, достоверные сведения о них до настоящего времени
не опубликованы или вовсе не сохранились (это, в частности, относится к
астрологии этрусков, языческой Руси, Южной и Юго-Восточной Африки, кочевых
народов Азии). Поэтому далее наше внимание будет сконцентрировано лишь на
указанных выше основных центрах возникновения и развития астрологии.
В следующей главе мы перейдём к краткому историко-культурному обзору основных
этапов истории астрологии в различных регионах мира.
ГЛАВА 3
Основные этапы истории астрологии
Периодизация истории астрологии, предложенная ниже, базируется, во-первых, на
выявлении тех объяснений принципа корреляции небесных и земных явлений, которые
доминируют в менталитете людей конкретной эпохи, а во-вторых, на уровне
понимания земных и небесных процессов и рассматриваемом масштабе явлений,
которые соответствуют этим объяснениям.
Воспользовавшись данным подходом, мы выделили пять основных этапов истории
астрологии:
1. Протоастрология (с древнейших времён);
2. Возникновение и развитие астрологии предзнаменований и календарной
астрологии (ориентировочно с III тыс. до н.э.);
3. Возникновение и развитие “научной астрологии” (с 4–3 вв. до н.э.);
4. Кризис “научной астрологии” и торжество физики Ньютона (с 17 в.);
5. Современный этап. Кризис физики Ньютона (20 в.).
В разных культурах датировка этих этапов может быть различной. К примеру, у
современных примитивных народов, не создавших своей астрологии, до сих пор
длится первый этап. С другой стороны, каждый новый этап не отменяет полностью
явления, характерные для предыдущего этапа. Так, астрология предзнаменований в
Индии и Китае (2 этап) продолжала существовать в этих странах даже в 18 в.,
когда в европейской культуре уже недвусмысленно проявился кризис “научной
астрологии” (4 этап). Аналогичным образом, отдельные европейские апологеты
“научной астрологии” (3 этап) вели свою деятельность на протяжении всей эпохи
Нового и новейшего времени (4 и 5 этапы).
3.1. Протоастрология
Наиболее характерное объяснение принципа астрологической корреляции на данном
этапе: Космос (всё вокруг) коррелирует с земным объектом (душой человека)
благодаря синкретизму, неразличимости микро- и макрокосмических процессов.
Это древнейший период, когда происходит зарождение астрологии, – анимистическая
стадия (и начало виталистической), по терминологии Бертело–Радьяра, или
протоастрология, по
|
|