|
ва – “душа” – культивирована, то есть
взращена сознательной, рождающей идеи и знания. И сознание следует беречь,
охранять от возможного вторжения злых сил “бессознательного” – так сказать, от
“внутренних джунглей”.
“Культивирование, улучшение породы, облагораживание – всё это означает одно:
работу в гармонии с жизненными процессами и – хотя бы в некоторой степени –
управление ими” [Радьяр, 1991, с. 16]. Жизнь на виталистической стадии – это
сила, которая может быть и доброй и злой, всепроникающая и действующая во всём.
Ей невозможно противостоять, потому что она всемогуща. Но зная законы её
циклических приливов и отливов, действуя в гармонии с ними, человек может это
использовать. Он способен создать магические орудия, привлекающие эту жизненную
силу, чтобы заставить природу плодоносить.
На данной стадии человеческого развития астрология (а во многом пока ещё
протоастрология) становится чрезвычайно важной. Она уже не занята исключительно
небесными существами, которых нужно почитать и умилостивлять (хотя в это время
такие анимистические представления всё ещё остаются главной характеристикой
экзотерической, популярной протоастрологии). Новая же астрология
виталистического периода имеет дело прежде всего с периодичностью жизненных
процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, вообще природных
существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников,
которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени со
звёздами. Астрология становится изучением всемирной мистерии периодических
динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни.
Тенденции виталистического этапа выдвинули на передний план две основные
потребности: разработку календаря, определяющего прежде всего сроки
земледельческих работ и дни, благоприятные и неблагоприятные для них; и
формулировку этического закона, указывающего, как человеку следует поступать,
чтобы облагородить собственную природу, собственную земную сущность, как ему
строить отношения с другими людьми в государстве, чтобы оно соответствовало
закону Неба.
Так, в Древнем Китае император являлся верховным жрецом этой небесной религии,
посредником между божественным порядком (центр которого – Полярная звезда, где
обитает великий бог Порядка) и человечеством. Ему помогают четыре астролога,
которые вместе с ним учреждают земледельческий календарь, разрабатывают
моральный, общественный закон, а кроме того и музыкальные системы, так как
музыка – это проводник, благодаря которому земное государство может
настраиваться на “гармонии сфер”. Ту же идею мы находим у пифагорейцев [Жмудь,
1994]. Музыка охватывает не только звуки, но и ритуальные танцы, – и гармония,
соединяющая движение тела с музыкальными тонами и ритмами, символизирует и
магически призывает гармонизацию человеческих эмоций и небесных движений
[Радьяр, 1991, с. 18].
Видимо, именно на этом этапе можно констатировать возникновение календарной
астрологии в её простейших формах.
Практически во всех развитых культурах Древнего мира в анализируемую эпоху путь
Солнца и Луны на небе среди звёзд был поделён на секторы, каждый из которых
имел своё особенное значение и название, то есть возник Зодиак (в разных
вариантах: 18-, а затем 12-частный в Двуречье, 36-частный в Египте, 28-частные
в Китае и в Индии).
Движение Солнца и Луны стало основой астрологической системы. "Кочевые племена,
в основном скотоводческие, отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те
больше соответствуют периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А
земледельческие племена придавали большее значение солнечным циклам,
сочетающимся с периодами вегетации" [Радьяр, 1991, с. 16]. Из этих главных
солнечно-лунных соответствий возникло обобщение “закона подобия” – важнейшего
фундаментального принципа астрологии.
Д. Радьяр указывает, что закон подобия предполагает действие универсального
фактора, пронизывающего всю систему, – жизненной силы или наполняющей всё
пространство субстанции. Наполняя небо, она наполняет и среду обитания племени.
Это место обитания племени становится уменьшенной копией всего мира,
очерченного сферами звёзд; Земля – микрокосм, Вселенная – макрокосм. В
государствах Древнего Востока астрология относилась к стране и государству, к
обществу. Государство – это микрокосм, а император или фараон – его Солнце и
центр жизни [Радьяр, 1991, с. 16–17].
Но при этом Радьяр игнорирует тот факт, что существовала и другая параллель:
макрокосм - Вселенная, микрокосм - человек. Этот вариант связан с такой
закономерностью развития религиозно-мифологического мировоззрения, как
антропоморфизация представлений о мире. В результате долгой и сложной эволюции
мифологическая Вселенная в образе животного уступает место антропоморфному
космосу, “первочеловеку”. Человеческий облик обретают не только боги и духи, но
и всё мироздание в целом. Речь идёт о чрезвычайно популярном в своё время
космологическом представлении, согласно которому Вселенная есть не что иное,
как космически громадное человеческое тело. Крайне характерное для архаичного
сознания стремление одушевлять и очеловечивать природу нашло в этой концепции
логическое завершение: Вселенная не просто наделяется теми или иными
человеческими качествами, но прямо уподобляется самому человеку. Такие
воззрения на Вселенную в известной мере отражают попытки мифологического
сознания соединить разрозненные, а порой полярные качества и характеристики
Космоса, представив его в виде цельного, наглядного, чувственно воспринимаемого
образа [Мифы, 1991, т. 2, с. 300–302]. Мифы о первочеловеке характерны для
народов самых разных регионов земного шара.
Традиционные календарные обряды, – в первую очередь, празднование Нового года –
позволяют нам выявить признание массовым сознанием принципа прогре
|
|