|
люди независимо друг от друга пришли не
просто к сходным, но подчас к поразительно идентичным взглядам. Во многих
древних космологических системах в основе существования мира лежат одна или
несколько стихий, один или несколько универсальных первоэлементов. Значительное
сходство обнаруживается в качественных и количественных характеристиках стихий.
Чаще всего их насчитывали четыре: огонь, воздух, земля и вода. Древние полагали,
что именно из этих компонентов складывается Вселенная, из них образованы все
без исключения предметы и существа. Не углубляясь в разбор причин того, почему
в качестве первооснов бытия принимались именно эти стихии (на данную тему
существует обширная литература), мы лишь подчеркнём, что большинство
современных исследователей разделяют мысль немецкого учёного А. Форке о том,
что концепция четырёх или пяти элементов есть “продукт человеческой природы,
которая более или менее одинакова повсеместно”, и потому нет нужды прибегать к
помощи теории заимствований [Forke, 1925, p. 244].
Действительно, концепция нескольких первостихий была известна народам, которые
никак не могли заимствовать её у других народов. Сходные воззрения на стихийный
мир встречаются не только в великих цивилизациях древности, но и во многих
других культурах (хотя не всюду они достигли той степени абстракции, которая
присуща мыслителям Греции и классического Востока). Например, очень похожие
представления о первоэлементах обнаруживаются у народов Северной Америки, с
одной стороны, и у ряда тюркских народов (в частности, у уйгуров) – с другой.
Важнейшим практическим мотивом первобытной календарной традиции было, видимо,
представление, что процессы воспроизводства в человеческих коллективах и в мире
животных являются двумя сторонами единого хода времени, а этот ход времени
приводился в конечном счёте к динамике движения небесных светил [Фролов, 1993,
с. 29]. Такие характернейшие для мифологии разных народов мотивы, как “лунный
бык” (а также “бык и женщина”) и “солнечный конь”, являются отражением
подмеченной древним человеком связи сроков беременности коров (10 лунных
месяцев, как и у женщин) и лошадей (1 солнечный год) с небесными циклами.
Появившиеся в последнее время данные об исторической и культурной
преемственности традиций позволяют, в частности, понять феномены сложных
астрономических и календарных записей, неожиданно (как казалось ранее)
возникших в Древнем Китае, Месопотамии и земледельческих цивилизациях других
регионов планеты; практика таких записей продолжала многотысячелетние
первобытные традиции.
Краткий итог. Заканчивая обзор древнейшей эпохи, подчеркнём, что уже на
анимистической стадии человек ощущает связь событий своей жизни с небесными
светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с
выделением циклов, общих для всего живого; на основании противопоставления
Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности
мужского и женского начал; многообразие проявлений мира сводится к нескольким
основным первоначалам; уже на этом этапе формируются представления о
мистической значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки
(созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия
мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности
мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о
которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные
астрологические представления (выделенные нами в начале главы) сформировались
уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в
доклассовом обществе сознание человека было “астрологичным”, и представления
современных учёных о древнейшем происхождении “космического мироощущения”
[Филатов, 1994] вполне обоснованны. Любопытно, что и оккультная традиция, не
признающая современной научной теории эволюции, ведёт историю астрологии с
“допотопных” времён, считая, что астрологические знания были переданы
человечеству Учителями предшествующих Рас (выходцами из Атлантиды, Арктиды, и т.
п.).
2.2. Возникновение развитых астрологических систем
Древнейшим земледельческим государствам соответствует уже новая фаза в развитии
астрологии, к которой приводит идея соответствия между биологическими явлениями
на Земле и движением Солнца и Луны; эту фазу Р. Бертело характеризует как
“витализм” [Berthelot, 1949].
С точки зрения витализма, жизнь – это всё, ею проникнута каждая сущность, любая
субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть, движется
и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до некоторой
степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда пройдено то, что
Д. Радьяр символически назвал “джунглями”, и человек становится скотоводом или
земледельцем. Иными словами, “это первая стадия приручения, “одомашнивания”
природы. Она становится “домом”, и в этом доме жизнь протекает в величественной
смене времён года, фаз Луны, разливов и спадов Нила или иных больших рек, чьи
воды обеспечивают плодородие” [Радьяр, 1991, с. 15].
Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть страх
путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь огнём и
светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В противоположность
анимизму, витализм, по мысли Бертело и Радьяра, предполагает, что хотя бы
небольшая часть природы – как внешней, так и внутренней – завоёвана и
используется; что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.
Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от злых
сил, увеличивать её продуктивность. Жизнь человека зависит от сохранения
собственности и увеличения её плодородия. То же относится и к внутренней
сущности человека. Одна часть его сущес
|
|