|
л принят во внимание Радьяром.
Исследования последних десятилетий однозначно говорят о существовании лунного
календаря в графике палеолита на всей территории её распространения – от
Камчатки до Пиренеев [см. Ларичев, 1989]. К условным изображениям динамики
лунных (и вообще космических) циклов относятся спирали, зигзаги, меандр и
другие подобные фигуры, находимые в памятниках материальной культуры каменного
века.
Символика чисел, кратных 7, в ряде местонахождений палеолитической календарной
графики (Мезинская стоянка близ Чернигова, стоянка Мальта на Ангаре и другие)
переплеталась с символикой чисел, кратных 3, – в очевидной связи с вертикальной
протяжённостью первобытной модели мира, с делением вертикали на 3 (небо –
земной мир – подземный мир) и, вероятно, с восходом и заходом небесных светил в
их видимом ежедневном движении. Это также связано с формированием
систематического счёта на основе чисел 3 и 6, сопряжённого с универсальной
5-ти–10-тиричной системой, распространившейся затем у многих народов Старого
Света. До открытий последних десятилетий, сделанных в изучении палеолитической
графики [см. Ларичев, 1993], введение делений, кратных трём (6-, 12-,
60-ричные), обычно связывали с математикой и астрономией шумеров. Теперь же
очевидно, что такие деления были известны гораздо раньше [Фролов, 1993, с. 23].
Семеричная “модель мира” шумеров и вавилонян была лишь одним из поздних
проявлений архаических традиций палеолитического населения Европы, в которых не
только выделялись 7-дневные отрезки соответственно фазам Луны, но и
акцентировались рядом изображений группы из 7 персонажей, имена которых в
принципе могли соотноситься с днями недели.
Здесь следует отметить, что, систематически наблюдая прежде всего за движением
Солнца и Луны, люди эпохи палеолита не могли оставлять без внимания другие
небесные светила. Такой важный ориентир, как Полярная звезда, был выделен очень
рано – в связи с формированием представления о четырёх сторонах горизонта; в
искусстве и всей материальной культуре верхнего палеолита разделение северного,
южного, западного и восточного направлений стало устойчивой традицией. Очевидно,
на ночном небосводе люди палеолита могли выделять и другие светила и группы
светил, а для обозначения их пользоваться универсальным для первобытного мира
способом, обращаясь к стереотипам своих промысловых и общинно-родовых
представлений.
Большой интерес представляют зафиксированные археологией и этнографией случаи
полного совпадения группировки звёзд в созвездия у далёких друг от друга
народов, сохранявших вместе с тем немало таких черт в своей культуре, которые
были присущи палеолитическим культурам Евразии. Наглядным примером может
служить созвездие Большой Медведицы: с каким бы животным ни ассоциировалось оно
у народов севера Азии (с медведем – у орочей, с диким оленем – у коряков, с
лосем – у хантов и тунгусов, с ланью – у бурят), оно состоит из тех же семи
звёзд. А вот созвездие Плеяд обозначали в противоположных точках земного шара –
у аборигенов Австралии, индейцев Америки, коренного населения Сибири, в
античном Средиземноморье – одним и тем же образом “семи сестёр” [Фролов, 1993,
с. 25–26]. Аналогичным образом, название “Скорпион” присваивалось одной и той
же группе звёзд в таких различных культурах, как протоиндийская, шумерская и
ацтекская [Альбедиль, 1993, с. 80; Николов, Харалампиев, 1991, с. 182].
Окончательного решения проблемы появления таких совпадений у современной науки
нет. Наиболее естественным объяснением здесь может быть гипотеза о том, что
выделение этих созвездий и образное их обозначение по времени предшествовали
заселению Америки и Австралии, то есть возникли в палеолите.
Существенно, что разделение неба на участки, имеющие разное значение, также
было связано с уже упомянутым появлением представлений о сторонах света
(которые в свою очередь базировались на астрономических наблюдениях и принципе
полярности). Так, связь с различными областями неба (тенгри) у монгольских
народов отражает дихотомию светлого и тёмного, благожелательного и
демонического; существует выражение “тенгри благой стороны” для доброго духа и
“тенгри дурной стороны” для злого гения. Отражением ранней стадии развития
подобных представлений, очевидно, является наличие “северного (заднего) тенгри”
и “южного (переднего) тенгри” в бурятской мифологии, позднее заменившееся
противопоставлением светлых западных и тёмных восточных тенгри. На мотиве их
изначального родства и последующей вражды построено много мифологических
сюжетов [Мифы, 1991, т. 2, с. 500–501].
Обратимся ещё к одной стороне сознания древнего человека, не упомянутой
Радьяром, – зарождению концепции мировых стихий, которая стала играть ключевую
роль в астрологии позднейшего времени. В древнейших пластах фольклора и
мифологии мы видим, что мир, согласно ранним представлениям, создавался в
яростном борении полярных стихий и сил, а упорядоченному космосу предшествовали
хаос и ожесточённые схватки богов, героев и чудовищ. Более того, сама Вселенная,
прежде чем приобрести современный облик, не раз разрушалась и вновь возникала
из небытия.
Сопоставляя и анализируя окружающие явления и предметы, человек закономерно
приходил к выводу о том, что если мир существует в ожесточённом внутреннем
противоборстве и тем не менее не гибнет, распадаясь на составные элементы, то,
значит, есть нечто такое, что удерживает его в постоянном равновесии,
существует некая универсальная первооснова бытия, из которой некогда возникло
всё сущее и в которую всё обратится вновь в конце времён. Проблема исходного
вещества, праматерии по праву была в глазах древних мыслителей одной из
важнейших и первостепенных [см. Евсюков, 1988].
В различных культурных традициях древности этот вопрос решался по-разному. В то
же время, при всех несовпадениях и отличиях между натурфилософскими и
мифологическими концепциями разных народов весьма много общего. Удивительным
образом в разных регионах земного шара
|
|