|
троботаника, астрозоология и
т.п.), так и искусственные образования, порой даже не существующие физически
(культурная эпоха, идея, вопрос).
III. Исторически сложившиеся астрологические традиции и школы.
В разных странах мира в различные эпохи были созданы свои, самобытные подходы в
астрологии (если апеллировать к нашему определению астрологии – разные варианты
прочтения корреляции). Исторически наиболее значимыми, судя по всему, являются:
* а) астрологическая традиция Древней Месопотамии;
* б) получившая от неё мощный толчок к развитию эллинистическая астрология;
* в) связанная с ними индийская традиция;
* г) астрология Дальнего Востока;
* д) тибетская астрология, базирующаяся на сочетании китайских и индийских
концепций;
* д) астрологическая система индейцев Месоамерики;
* е) персидская и арабская астрология;
* ж) западноевропейская астрологическая традиция.
В русле отдельных традиций выделяются астрологические школы и течения,
различающиеся между собой как астрономическими факторами, которые принимаются
во внимание, как набором астрологических методик, так и сферами интереса.
IV. Изучение статических объектов или динамических изменений.
При изучении гороскопа или каких-либо астрологических принципов и концепций
может превалировать анализ объектов
* в статике – как в натальной астрологии (от лат. natio – “рождение”),
изучающей гороскопы рождения, – или
* в динамике: развитие объектов во времени изучает прогностическая астрология,
выбором наиболее благоприятного времени для тех или иных действий занимается
элективная астрология (от лат. electio – “выбор”); изменения характеристик
объектов в пространстве изучают методики астролокальности, они же обеспечивают
выбор наиболее благоприятного места на земном шаре для проявления тех или иных
качеств объекта.
ГЛАВА 2
Исторические этапы развития
и географический ареал астрологических систем
Представления о мире, на которых основана астрология (и формирование которых
исторически ей предшествует), мы будем называть астрологическими
представлениями (астрологическими принципами). Можно выделить следующие
основные взгляды на мир, на его устройство и на место человека в этом мире, на
которых базируется астрология:
* принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений);
* принцип аналогии (а также развивающий и уточняющий его принцип целостности).
В пространственном аспекте данный принцип представляет собой принцип подобия
микрокосма и макрокосма: всякая сущность подобна миру в целом. Временной аспект
принципа аналогии – принцип прогрессий; прогрессиями в астрологии называется
один из основных методов прогноза, соотносящий между собой интервалы времени
различного масштаба: так, прогрессия “день за год” определяет основные
тенденции 50-го года жизни человека по расположению планет на 50-й день после
рождения этого человека;
* принцип цикличности (волновых процессов в природе и обществе);
* принцип полярности, взаимодействия двух противоположных начал как основы
всего существующего в мире;
* принцип структурной организации мироздания (на базе выделения четырёх или
пяти основных стихий, присутствующих во всём);
* принцип сакральной нумерологии (мистика чисел);
* принцип сакральной номинации (представление о значимости имён и названий).
Вышеперечисленные принципы и образуют центральное ядро астрологической теории,
поскольку именно они являются тем базисом, который позволяет астрологам
постулировать наличие пресловутой корреляции земных процессов астрономическими
факторами. Мироощущение, естественной составной частью которого являются эти
представления, мы, соответственно, будем называть астрологическим мироощущением.
Но для того, чтобы на этом базисе возникла собственно астрология, необходимо
наличие определённого уровня систематизации, структурирования как земных
процессов, так и астрономических факторов. Первыми очевидными признаками
появления такого структурирования Космоса являются
* представление о космической иерархии и
* деление неба на участки, имеющие отличное друг от друга значение.
Только когда небо начинает подобным образом структурироваться, и элементы этих
структур начинают соотноситься с земными объектами по определённой системе, мы
вправе констатировать возникновение астрологии.
Развитыми астрологическими системами мы будем называть астрологические учения,
которые существуют в изучаемой культуре в чётко сформулированном виде и с
разработанными правилами применения.
В данной главе мы изложим нашу точку зрения на ключевые моменты, связанные с
генезисом астрологии, и определим основные характеристики наиболее ранних
стадий развития астрологии (а именно, анимистической и виталистической стадии,
по терминологии Бертело–Радьяра). В следующей, третьей главе, мы выделим
основные периоды существования развитых астрологических систем под углом
соотношения астрологии с другими сферами духовной культуры (прежде всего, с
религией, философией и наукой). Будет также очерчен географический ареал
бытования основных астрологических традиций.
2.1. Зарождение астрологии
Вопрос о древнейшей стадии в истории а
|
|