|
ультизмом, а отношения астрологии с последним мы обсудили выше. Что касается
определений словаря иностранных слов, то следует подчеркнуть, что астрология
стала считаться дисциплиной о сверхъестественных и таинственных силах лишь в
эпоху Нового времени, когда астрологическим учениям было отказано в научности.
Но до той поры в доминирующих научных парадигмах воздействие небесных тел на
земные процессы считалось вполне возможным, и посему астрология как таковая не
воспринималась как мистическое учение. Астрология базировалась на “вере в
божественное” в той же мере, как любая наука. Ведь наука, как считалось, даёт
людям сведения о “божественных законах”, управляющих миром.
Таким образом, рассмотренные три эпитета (“оккультный”, “эзотерический”,
“мистический”) могут быть вполне справедливыми, когда речь идёт, к примеру, о
храмовой астрологии Древней Ассирии или об использовании астрологии теософами
19 в., но употребление данных эпитетов введёт нас в заблуждение, если мы будем
рассматривать птолемеевскую “научную астрологию” или концепции И. Кеплера и Ф.
Бэкона.
Говоря о проблеме определений, необходимо отметить отсутствие общепринятых
строгих определений таких важных для нашего исследования понятий, как
“культура”, “религия”, “философия”, “наука”. Сознавая, что уточнение этих
фундаментальных понятий выходит за рамки задач данной работы, мы ограничимся
использованием уже существующих в научной среде определений.
1.4. Классификация астрологических знаний
Теперь обратимся к запутанному вопросу классификации направлений астрологии. К
сожалению, все известные нам системы таких классификаций неполны и зачастую
внутренне противоречивы. К примеру, С. Вронский выделяет следующие основные
разделы астрологии: натальная астрология (занимающаяся “изучением, анализом и
определением всего, что связано с человеком и его судьбой”), мунданная
астрология (рассматривающая и анализирующая “влияние космических факторов на
племена, народы, нации, на отдельные города и государства, на целые регионы и
континенты”), медицинская астрология, метеорологическая астрология, хорарная
астрология (рассматривающая и анализирующая гороскоп на момент “рождения
какой-либо идеи, мысли или вопроса, или на момент события, или на момент
обращения человека с вопросом к астрологу“) и аграрная астрология [Вронский,
1991, с. 17–18]. В другой своей работе Вронский добавляет к этому списку
кармическую астрологию и эзотерическую астрологию [Додонова, 1991, с. 9].
Сходным образом, британский астролог А.Лео указывает, что астрология “делится
на семь ветвей – эзотерическую, натальную, медицинскую, хорарную, национальную,
астрометеорологическую и духовную” [Лео, 1996, с. 15].
Очевидно, что в подобных классификациях отсутствует единое основание. Так,
объект исследования натальной астрологии (человек в целом) включает в себя
объекты и медицинской астрологии, и духовной астрологии, и кармической
астрологии. Аналогичным образом, мунданная астрология включает в себя (частично
или даже полностью) метеорологическую и аграрную астрологию. С другой стороны,
из классификаций Лео и Вронского выпущены такие разделы астрологии, как
астроботаника, астроминералогия, астрология взаимоотношений и многие другие.
Представляется, что проблему классификации астрологических направлений можно
легко решить, исходя из предложенного нами определения астрологии. Если принять,
что астрология базируется “на принципе корреляции земных процессов и состояний
земных объектов астрономическими факторами”, то мы получаем три главных
основания для классификации. Её можно провести: 1) по учитываемым
астрономическим факторам; 2) по изучаемым земным процессам и объектам; 3) по
вариантам прочтения корреляции. Для полноты системы, к указанным основаниям
добавим различение того, проводится ли изучение объектов в статике или динамике.
Таким образом, отрасли астрологии можно классифицировать по четырём базовым
основаниям:
I. Астрономические факторы, главенствующие при исследовании земных объектов и
процессов.
Согласно классификации по данному основанию, отдельные направления астрологии
посвящены изучению конкретных астрономических/астрологических объектов и их
соотношению с земными событиями. Скажем, популярная астрология солнечных знаков
даёт характеристики людям и событиям в зависимости от положения Солнца в знаках
тропического Зодиака. Лунная астрология соотносит определённые типы событий и
настроений с фазами Луны, “лунными днями” и с движением Луны по Зодиаку.
Астрология неподвижных звёзд пытается выявить связь между земными процессами и
астрологически выделенными звёздами. Астрология глубокого космоса занимается
изучением астрологического “влияния” таких объектов, как квазары, чёрные дыры,
галактики и т.п. Существуют и другие, довольно многочисленные, разделы
астрологии: астрология затмений, астрология астероидов, астрология дуговых
аспектов, астрология солнечной активности и так далее.
II. Изучаемые земные объекты.
Наиболее развитыми являются отрасли астрологии, изучающие мир человека в разных
масштабах: от самых глобальных проблем человечества, нации, города, больших
коллективов (мунданная астрология, от лат. mundus – “мир”) до исследования
взаимодействия нескольких людей (астрология взаимоотношений) и изучения
конкретного человека и его частных проблем (индивидуальная астрология, в
которой можно выделить психологическую астрологию, медицинскую астрологию,
кармическую астрологию и так далее). Однако объектом изучения астрологии
являются не только люди, но и любые другие земные объекты и явления: как
природные образования (этим занимаются астрогеология, астросейсмология,
метеорологическая астрология, астроминералогия, а
|
|