|
е рабочее определение:
Астрология – это система теоретических и практических знаний, основанная на
принципе корреляции земных процессов и состояний земных объектов
астрономическими факторами. Сразу отметим, что существуют различные подходы к
объяснению этой предполагаемой корреляции. Одни авторы утверждают несомненно
физический характер данной корреляции, другие настаивают на сугубо
символическом её характере, третьи предпочитают считать механизм этой
корреляции магическим, четвёртые привлекают религиозно-мистические объяснения.
Но в принципе, объяснение механизма этой корреляции лежит за рамками задач
самой астрологии.
Термин “корреляция” в данном определении представляется наиболее подходящим (по
сравнению с “взаимодействием”, “связью”, “воздействием”, “влиянием”) по
нескольким причинам. Прежде всего, корреляция не означает обязательного наличия
прямой причинно-следственной связи. Согласно словарному определению,
“корреляция” может означать “соотношение предметов или понятий”, “соответствие”,
“взаимосвязь”, “взаимную приспособленность, согласованность строения и
функций”, “вероятностную зависимость”. В математической статистике термином
“корреляция” отмечают “связь между явлениями, если одно из них входит в число
причин, определяющих другие, или если имеются общие причины, воздействующие на
эти явления (функция является частным случаем корреляции); корреляция может
быть более или менее тесной (т.е. зависимость одной величины от другой – более
или менее ясно выраженной)” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 313]. Более того,
“в отличие от функциональной зависимости, корреляция возникает тогда, когда
зависимость одного из признаков от другого осложняется наличием ряда случайных
факторов” [СЭС, 1983, с. 633]. Поэтому использование термина “корреляция” для
обозначения “астрологической связи” между небесными и земными процессами нам
видится вполне адекватным.
Как известно, астрологию часто понимают как “оккультное учение”, “область
мистического знания”, “эзотерическую дисциплину”. Оценим эти подходы, исходя из
предложенного нами определения астрологии.
Оккультизм (от лат. occultus – “тайный, скрытый”) – очень сложный и
многозначный термин. Не углубляясь в эту проблему, требующую отдельного
исследования, обратимся к определениям, предлагаемым в фундаментальных
справочных изданиях по философии. Согласно “Философской энциклопедии”,
оккультизм – это “мистическое учение, в основе которого лежит представление о
существовании сверхъестественных (“оккультных”) сил, с которыми якобы можно
вступать в общение при помощи магии. Рассматривая человека как иерархическое
сочетание различных “планов бытия”, оккультизм считает, что с помощью
специальных методов психической тренировки и магического воздействия на
сверхъестественные силы можно осуществить восхождение в т.наз. “высшие планы
бытия” и достичь “тайного знания”, выходящего за пределы обычного человеческого
опыта” [Философская энциклопедия, 1967, с. 136]. По другому определению, это
“общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и
космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей,
прошедших через особое посвящение и специальную психическую подготовку” [ФЭС,
1983, с. 456]. Если следовать приведённым определениям, то приходится
констатировать, что астрология, в принципе, очень слабо соотносится с
оккультизмом, ведь многие астрологические школы отрицают существование
сверхъестественных сил, считая астрологические “влияния” вполне естественными и
научно объяснимыми. Астрология также не требует особого посвящения, и её
последователи обычно не считают астрологические концепции и техники
недоступными для общего человеческого опыта – коль скоро астрология
преподавалась и преподаётся в общедоступных учебных заведениях (а в Позднем
Средневековье – и вплоть до 18 в. – она была университетской дисциплиной).
Поэтому называть астрологию как таковую оккультным учением представляется
некорректным. В крайнем случае, это определение применимо лишь к отдельным
школам, в которых астрология переплетена с религией и магией.
Подобным же образом, об астрологии не приходится говорить и как об
эзотерическом учении. Ведь “эзотерический” (от греч. esoterikos – “внутренний”)
означает “тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвящённых (о
религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах)” [Словарь иностр.
слов, 1993, с. 699]. Поэтому астрология имеет право называться “эзотерической
дисциплиной” не более, чем ядерная физика или математическая лингвистика. Ведь
“посвящённым” во все эти дисциплины может стать каждый, кто возьмёт на себя
труд изучить их основы. Опять же, на отдельных исторических этапах отдельные
религиозные течения или оккультные сообщества включали астрологию в свод знаний,
доступных только посвящённым, но это не позволяет нам распространять эпитет
“эзотерический” на все формы и традиции астрологии.
Наконец, обратимся к вопросу отношения астрологии к мистике и мистицизму.
Мистика (от греч. “мистические обряды, таинство”) – “1) вера в
сверхъестественное, божественное, таинственное; вера в возможность
непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) в переносном
смысле – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое” [Словарь иностр. слов,
1993, с. 386].
Мистицизм (от греч. mystikos – “тайный”) – “мировоззрение, основанное на
мистике; склонность к мистике” [там же, с. 386]. По другому определению,
мистицизм – “в широком смысле истолкование явлений природы и общества как
имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестественное начало. В
этом смысле мистицизм присущ всем без исключения религиям”, а “в более узком
смысле мистицизм означает религиозно-философскую концепцию, признающую
возможность непосредственного сверхчувственного общения человеческой души с
богом как “первичной духовной реальностью” [Философская энциклопедия, 1964, с.
456].
Как мы видим, определение “Философской энциклопедии” сближает мистицизм с
ок
|
|