|
одно из этих действий, так и на
другое. В том случае, когда мы только наблюдаем за небом, никак не проецируя
небесные события на земные, мы имеем дело с астрономией, но ещё не с
астрологией. Когда мы оцениваем земные события и процессы без какого-либо учёта
небесных факторов, это может быть проявлением интуиции, фантазии,
проницательного ума – или же результатом применения научных знаний о земных
процессах, – но астрологией это тоже не является. Наконец, когда мы,
зарегистрировав определённое астрономическое явление, тут же соотносим его с
земным событием (без особых теоретических обобщений с учётом предыдущих
явлений) – например, “во время болезни царя случилось затмение – он скоро
умрёт” или “Луны не видно – задуманное мной дело не получится”, – это случай
астромантии, то есть гадания, однако это тоже ещё не астрология.
Когда же появляется астрология? Она возникает, когда люди выходят на некоторый
уровень осмысления однотипных, повторяющихся событий – как небесных, так и
земных, – и делают вывод о наличии корреляции между двумя параллельно
разворачивающимися процессами. Первые, самые ранние этапы (которые можно
назвать “протоастрологией”) представляют начало этого процесса выявления
ритмических закономерностей. Систематизация известных событий на Земле,
происходивших после какого-то одного явления на небе (например, после начала
попятного движения Марса или после первого утреннего восхода Сириуса), привела
к формированию основ астрологии предзнаменований (омен-астрологии).
Зафиксировав все подмеченные явления в природе, которые случаются, скажем,
после лунного затмения в начале лета, звездочёты могли “предсказать”, что после
следующего такого затмения произойдут события того же типа. Параллельно
возникла простейшая календарная астрология. Она, как бы дополняя
омен-астрологию, базировалась на систематизации небесных явлений. Первыми были
выявлены такие базовые небесные ритмы, как сутки, лунный месяц и солнечный год,
которые легли в основу дальнейшей систематизации знаний о связи небесных и
земных событий. И теперь астрологи могли опираться в своих толкованиях не на
сами небесные явления, а на их обобщение, представленное календарной системой.
Наконец, когда уровень систематизации и небесных, и земных явлений стал
достаточно высок, из соотнесения этих двух блоков обобщений выросла собственно
астрология, и её первыми видами были астрология предзнаменований и календарная
астрология, развившиеся из своих примитивных форм. Приведённая ниже схема в
упрощённом виде отображает указанные этапы (1 – астромантия, 2 – простейшая
астрология предзнаменований, 3 – простейшая календарная астрология, 4 –
собственно астрология).
Конечно, в действительности всё происходило не так просто, как на данной схеме.
В частности, было много промежуточных этапов, о которых достаточно сложно
сказать, астрология ли это или ещё нет. Например, “восточный гороскоп”,
несомненно, может рассматриваться как система календарной астрологии. А система
“лунных дней“, которая гораздо примитивнее? Или, что ещё примитивнее, традиция
приписывать определённым дням календарного месяца благотворное или злотворное
воздействие – можно ли её называть астрологией?
Неоднозначная ситуация, в которую мы попадаем при рассмотрении подобных случаев,
ещё более осложняется тем, что небесные явления не ограничиваются
астрономическими событиями. Ведь человек видит на небе не только звёзды и
планеты, но и тучи, радугу, молнии, метеоры, птиц... На протяжении тысячелетий
люди не могли правильно провести границы между астрономическими,
метеорологическими и оптическими явлениями (например, вплоть до эпохи Нового
времени многие учёные, вслед за Аристотелем, считали, что кометы – это
образования в земной атмосфере, возникающие от испарений с поверхности Земли).
Поэтому условия видимости звёзд, изменения цвета планет, сектор неба, в котором
видна радуга, или даже направление ветра – всё это в древности играло важную
роль при прогнозировании событий [см. Varahamihira, 1947; Сыма Цянь, 1986]. Но
имеем ли мы право называть методы, учитывающие подобные факторы,
астрологическими? Более того, как знамения воспринимались не только небесные
явления, но и землетрясения, появление определённых зверей или птиц в
определённом месте (например, перед городскими воротами), сновидения и даже
поведение муравьёв [см. Ness, 1990]. В частности, в Древнем Двуречье все эти
предзнаменования изучались и толковались в своей совокупности, прогнозирование
по поведению животных дополнялось и уточнялось предсказанием по звёздам или по
грому... Без сомнения, принятое в наши дни отграничение астрологии от иных
методов дивинации вавилонянам показалось бы глубоко ошибочным.
Итак, мы видим, что на протяжении почти всей истории своего существования
астрология имела достаточно размытые границы с другими дисциплинами, изучающими
природу и место человека в мире. На протяжении практически всего Средневековья
астрология воспринималась как составная часть единой дисциплины, включающей
также астрономию и математику. Термины “астролог”, “астроном” и “математик”
вплоть до эпохи Возрождения воспринимались как синонимы. Очень тесной была и
связь астрологии с медициной. Уже в “Корпусе Гиппократа” и в сочинениях Галена
отмечается необходимость учёта астрологических факторов при лечении и
назначении лекарств [Cramer, 1954; Куталёв, 1997]. И данному подходу врачи
следовали на протяжении почти двух тысячелетий; в отдельных странах Европы
астрологические методы в медицине продолжали использоваться даже в 18 в.
Тем не менее, в свете всего вышесказанного, представляется, что астрологии
возможно дать чёткое определение, и в качестве существенного признака здесь
следует выделить предположение о наличии определённой взаимосвязи между двумя
рядами объектов – небесными (астрономическими) объектами и земными. В нашем
исследовании мы будем опираться на следующ
|
|