|
е адекватна нейтральная характеристика астрологии,
предложенная Эбертином, – “область знаний”.
Определение Лео является неточным и потому, что ограничивает объект астрологии
“влиянием небесных тел на характер человека и его проявления”, в то время как
издревле существуют такие разделы астрологии, которые занимаются сугубо
природными явлениями, не связанными с человеческой деятельностью (например,
метеорологическая астрология).
С другой стороны, нельзя согласиться и с Эбертином, считающим, что объект
астрологических знаний – “возможное влияние звёзд на Землю”, ведь астрологи
учитывают не столько звёзды, сколько тела Солнечной системы.
В определении Хэнда вызывает сомнение утверждение, что астрология занимается
изучением “характеристик данной точки”. Вероятно, это связано с многозначностью
английского слова “point”, которое в данном контексте можно перевести не только
как “точка”, но и как “объект”. Но если говорить об астрологии как о дисциплине,
которая соотносит между собой различные объекты, используя “символический язык,
связанный с космическими структурами”, то область понятия “астрология”
окажется чересчур широкой. Тогда под это определение подпадают и хиромантия
(она изучает характеристики ладони, соотнося её с личностью владельца и
пользуясь символическим языком, в котором есть бугры Луны и Венеры, линии
Меркурия и Сатурна, фаланги Овна и Тельца и т.д.), и физиогномика (выделяющая
типы конституции человека, формы лица и т.п., называемые “лунными”,
“венерианскими” и пр.), и графология (в той её разновидности, что использует
термины типа “меркурианский почерк”, “юпитерианский характер” и пр.), и
некоторые разделы алхимии (в которой, как известно, золото именуется Солнцем,
ртуть – Меркурием и т.д.). Во всех этих областях знания используется
“символический язык, связанный с космическими структурами”, хотя очевидно, что
они являются не разделами астрологии, а скорее смежными с ней дисциплинами.
В определениях Лео и Эбертина сделан акцент на “влиянии” небесных тел, от
которого Хэнд сознательно отказался. Дело в том, что многие современные
астрологи не подразумевают непосредственного воздействия небесных тел на земные
события, а прежде всего указывают на символическую соотнесённость между
событиями на Земле и в космосе.
Упомянем ещё несколько наиболее характерных подходов к пониманию астрологии.
Критики, рассматривающие астрологию с религиозных позиций, нередко считают, что
астрология подразумевает астральный культ. Но это неверно. Представления об
одушевлённости небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не
являются в астрологии обязательными и отвергаются многими астрологами. Небесные
констелляции воспринимаются зачастую лишь как отражение состояния мира, а не
как его причина. Уместным будет сравнение звёздного неба с циферблатом часов:
мы можем прочитать показания часов о текущем моменте, но из этого не следует,
что данный прибор живой и что он создаёт время.
Неправомерно считать астрологию и фаталистическим учением, постулирующим
абсолютную предопределённость жизни человека и всей Земли в целом.
Детерминистская сторона не является ни главной, ни преобладающей в астрологии;
наоборот, работа астролога не в последнюю очередь направлена на то, чтобы
клиент стал над “фатумом”, взял управление своей жизнью в свои руки. Как
справедливо заметил Цицерон, “Если всё решает судьба, то какой мне прок от
гадания?” (“О дивинации”, II, 20) [см. Силецкий, 1994].
Отметим, что ряд исследователей (вслед за Р. Бертело [Berthelot, 1949] и Д.
Радьяром [Радьяр, 1991]) трактуют термин “астрология” в более широком смысле,
нежели авторы всех определений, приведённых выше. Сторонники подобного
расширительного толкования астрологии связывают её с понятием космического
мироощущения. Д. Радьяр писал: “История астрологии – это история трансформации
отношения человека к Природе – к внешней, воспринимаемой чувственно, и к
внутренней, “человеческой” природе...” [Радьяр, 1991, с. 10]. Таким образом,
астрология в узком смысле этого слова (астрология как учение) является лишь
порождением определённой фазы данного процесса развития космического
мироощущения. Когда говорят о существовании астрологии в древнейший период
человеческой истории, то обычно подразумевают именно этот, наиболее широкий,
вариант понимания термина “астрология”.
Наконец, некоторые историки науки придерживаются ещё одной трактовки термина
“астрология” – напротив, очень сужая область данного понятия. Они отграничивают
астральные предзнаменования, поклонение звёздам, астральные мифы, характерные
для культур Древнего мира, от астрологии как таковой, которую они понимают как
математизированную технику составления гороскопов для предсказания по ним
будущих событий [Encyclopaedia Britannica, 1975, p. 219].
Итак, у разных авторов область значений термина “астрология” существенно
различается. Сторонники “широкого” понимания данного термина включают в
астрологию и астральную религию, и астрономические наблюдения, и магические
операции. А те, кто придерживается “узкого” понимания, не включают в область
данного понятия ни систему предзнаменований вавилонян, ни
философско-религиозные построения эзотериков различных эпох, ни “циклический
календарь” народов Дальнего Востока. Особенно ощущается размытость понятия
“астрология” при изучении древнейших исторических этапов.
Проведя обзор основных определений астрологии, изложим собственное мнение о том,
что же такое астрология, чем она является и чем не является. Здесь необходимо
отметить следующее.
В целом, астрология вырастает из двух основных действий, которые тесно
взаимосвязаны: 1) наблюдения за небом (регистрации событий на небе), и 2)
интерпретации (предположения о соответствующих событиях на Земле). Становление
астрологии можно схематично изобразить как процесс обогащения обоих этих сторон,
который может происходить с акцентом как на
|
|