|
считаем их лишь сказкой или, в лучшем случае, лишь сим-
волом. Почему? Только потому, что такие рассказы не
вяжутся с современными представлениями. Когда Блейк
** Имеется в виду поэма Перси Биши Шелли "Адонаис" (1821) —
элегия на смерть Джона Ките а. Цитата дана в переводе В. Микуше-
вича. — Прим. пер.
102
4. ПРИРО ДА ВРЕМЕНИ
рассказывает, как он встретил ангелов на Пекем-Рай, мы
думаем, что у него с мозгами не в порядке: наука-то ясно
"доказала" ошибочность подобных представлений. И ка-
кие бы промахи наука ни совершала, винить мы будем
именно Блейка.
Свидетельства о явлениях ангелов убывают вместе
с выходом астрологических часов из употребления. Между
тем в реальности и те, и другие существуют, — просто
люди их не замечают. Уже в XVII веке Уильям Лилли
жаловался, что общаться с ангелами нелегко: те говорят
29 г,
невнятно . Однако проще предположить, что ангелы-то
говорят нормально, а вот мы стали туги на ухо.
В эпоху заводов искусственное измерение времени
стало незаменимо. Природные временные ритмы, на ко-
торые откликается человеческий организм, — совершен-
но "из другой оперы", чем ритмы бездушных машин. Вот
владельцы заводов и попрали природу, навязав своим ра-
ботникам механическое время. Все это было сделано с3о0-
вершенно сознательно, и, судя по историческим данным ,
крайне расчетливо, часто с целью сломать волю рабо-
чих. В наши дни распространен ритуал дарения часов
людям, уходящим на пенсию. Странный ритуал: ведь пен-
сионерам часы больше не нужны! Все равно, что осво-
божденному рабу давать кандалы в качестве сувенира.
Астрологический взгляд на мир не допускает возмож-
ности случайных совпадений. Поэтому неслучаен и тот
факт, что механическое время вошло в обиход после Ре-
29
William Lilly, William Lilly's History ofHis Life and Times from the Year
1602 to 1681, Written By Himselfin the Sixty-sixth Year of His Age, to
30 His Worthy Friend Elias Ashmole, Esq. (London, 1715), 199.
См., например, E. P. Thompson, The Making ofthe English Working
Class (London: Gollancz, 1963); E. P. Thompson, Customs in Common
(London: Merlin), ch. 6.
103
ДЖОН ФРОУЛИ
формации, а изготовление часов — "типично протестант-
- 3 1 тл
екая индустрия . И то, и другое стало результатом ут-
раты представления о божественной искре — средото-
чии традиционного представления о мире. Будучи след-
ствием непонимания, механические часы всюду за собой
несли эту заразу, подобно тому как заразившийся путеше-
ственник приносит болезнь всюду, куда ступает его нога.
Там, где раньше в доме стояли семейные ангелы, теперь
стоят часы. Случись какому-нибудь инопланетянину заг-
лянуть к нам в дом, будет трудновато его убедить, что
мы не часопоклонники. Эти вездесущие часовые меха-
низмы мешают нам увидеть реальность в подлинном све-
те. Они сеютложь, и подлинная традиционная астрология
— один из немногих голосов в западном мире, которые
еще способны говорить правду.
Поскольку астрология изучает неоднородную приро-
ду времени, неудивительно, что современные ученые
смотрят на нее косо. Ведь с их точки зрения, астрологи
изучаютто, что просто не существует, а потому лишь тра-
тят время впустую! Однако если мы поймем астрологию,
то увидим: исключительно важно не дать порваться тем
немногим нитям, которые связывают нас с подлинным
временем. Мы — словно звери из Красной книги, находя-
щиеся под угрозой вымирания вследствие уничтожения
окружающей среды. Будучи человеческими существами,
мы, в отличие от человекоподобных механизмов, нужда-
ется в этой окружающей среде — естественном време-
ни. И создание мира бесконечных 24-часовых магазинов
угрожает самому нашему существованию.
Christopher Hill, Intellectual Origins of the English Revolution Revisited
(Oxford: Oxford University Press), p. 170.
104
5. КОСМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК "jgj
ГЛАВА 5
|
|