|
вещества,
столь же позитивно, как функционирование мозговых клеток, превращающих основной
стимул в прекрасную картину или вдохновляющее понятие.
В принципе можно определить на абстрактном и архетипическом уровне позитивное и
негативное значение символа или межличностного столкновения. Но само внесение
негативно поляризованного архетипа вносит в ситуацию негативный унтертон
значения, который может повлиять на чувствительного человека. Приняв
негативное значение, он может быть не в состоянии справиться с ним и воспринять
его как "судьбу", а себя - как ее слабую жертву.
Никакой символ не может рассматриваться как негативный по своей сути. Даже если
образ или сцена, кажется содержащей негативные импликации, они могут
рассматриваться как обучающие, как "негативный путь" ведущий к духовным высотам,
дающий опыт протеста против глубин человеческого падения или деградации.
Ничто в астрологии не говорит, что "это-факт" или "это должно случиться".
Астрология указывает на наилучший, то есть естественный способ встретить
ситуацию с точки зрения нашей собственной индивидуальной природы. Есть более
легкие и более трудные пути, принимая во внимание обусловленность нашим
западным обществом и материализованным христианством; но культура, в которой
"стремятся сделать все слишком легким" (Кайзерлинг) ведет к тому, что человек
теряет внутреннюю жизненность, характер и остроту ума.
Чтобы показать, как все это применяется в конкретных случаях, возьму символ,
может быть самый "негативный" в нашем ряду: 5° Рака. В "Сабианских символах в
астрологии" М. Джонс формулирует его так" "Машина, разбитая поездом". Далее,
чтобы смягчить негативность картины, он пишет следующее: "Это символ
непреодолимой силы свершения, заложенный в самой сути человеческого мира: если
события запущены, они пойдут своим объективным путем. Имплицитно символ
противоположен управлению, т.е. возможности не продолжать действие до его
саморазрушения. В конце концов долг индивидуума относится к нему самому, а не
к сиюминутному сочетанию обстоятельств. Ключевое слово - рассеивание. Будучи
позитивным, символ означает особый дар творческой реорганизации всего опыта; в
негативной трактовке - равнодушное, бесчувственное пренебрежение". Мне кажется,
что эта интерпретация не основана непосредственным образом на анализе
элементов картины; она базируется на эмоциональной реакции на слово "разбитая".
Я не знаю, как в подробностях описывала мисс Уилер образ, который она
"видела" но попробуем рассмотреть картину, как она дана в краткой формулировке.
Машина может быть разбита поездом только при условии, что дорога, по которой
она едет, пересекает железнодорожный путь. Следовательно, образ содержит три
основных фактора: автомобиль, поезд и пересечение их путей. Автомобиль -
частное средство передвижения, - поезд - общественное. Образ соотносит -
трагически, конструктивно - частную или индивидуальную и общественную,
коллективную сферу в технологическом обществе. Обычно эти сферы или поля
деятельности существуют более или мене параллельно друг другу; человек может
отдавать предпочтение тому или другому. Но бывают моменты, когда эти поля
пересекаются, становятся, так сказать, "перпендикулярными" друг другу и
возникает потенциальное напряжение: их цели пересекаются. В этот момент символ
предупреждает нас, что человек, который не остановится в своем "грубом
индивидуализме", рискует быть разрушенным. Общество не делает невозможным или,
по крайней мере очень трудным быть индивидууму беззаботным; хотя оно заботится
о том, чтобы расставить красные сигналы светофора, индивидуум может беззаботно
их игнорировать, и тогда автомобиль оказывается разрушенным. Это не
обязательно кончается смертью для водителя, он может в последний момент
выпрыгнуть; иными словами - его сознание, то что им управляет, его ценности и
подход к жизни могут потерпеть более или менее сильное крушение. Вот что, как
мне кажется, предлагает символ, причем предлагает не как факт, а как
"предупреждение" или "поучение". Если у человека одна из планет оказывается в
этом градусе, он предупреждается о том, что дав функции, представляемой этой
планетой, безоглядно и беззаветно действовать индивидуалистическим образом в
то время, как это расходится с целями его общества, он рискует претерпеть
сокрушительное поражение.
В символе самом по себе нет ничего негативного или пугающего; это просто
предупреждение. Он напоминает нам, что в определенные моменты пути индивидуума
и общества пересекаются, и можно предполагать, что в такой ситуации общество
одержит верх.
Но мы должны пойти дальше, рассматривая, каким образом этот символ входит в
процесс, к которому он - вместе с другими - принадлежит. Заглянем на
соответствующую страницу (Седьмая сцена ритуальной драмы года); интересующий
нас символ входит в пятеричную последовательность, начинающуюся 1° Рака;
последний относится к фазе деятельности, подразумевающей "радикальное
изменение всяческой лояльности, выражаемое в символическом акте; шаг, после
которого нет возврата". - Таким образом, в последнем символе этой
пентаритмической последовательности мы видим предупреждение относительно того,
к чему может вести первый символ - т.е. к "радикальному изменению лояльности".
Если бы символы визуализировались в наше время, мы могли бы увидеть полисмена,
избивающего юношу во время антивоенной демонстрации! Рассматривая
последовательность первых пяти градусов Рака, мы видим возможности, которые
открываются, радикальным изменением лояльности". Для понимания отдельного
символа нужно понять всю эту последовательность, более того - нужно рассмотреть
всю сцену, относящуюся к "Решению". Кроме того, эт
|
|