|
сительности этой
"универсальности". В нашем рассмотрении символов, относящихся к 360 градусам
Зодиака, системой отсчета для высвобождения энергии в общем поле активности
Земли как целого, в частности - в биосфере. Приспособление к годичным
изменениям потока солнечной энергии может происходить на основе как
целесообразного употребления сил-способностей, так и на базе автоматического
действия "сил" - в зависимости от позитивного или негативного характера
сознания, которое нуждается в таком приспособлении.
В большинстве случаев человек, по-видимому, осуществляет приспособление, не
обращаясь явно к символизму. Однако, в действительности подсознательное
обращение к коллективным образам всегда присутствует. Индивидуум действует в
своей личной ситуации, бессознательно отождествляя себя с "образом" того, каким
должен быть отец, муж, доблестный гражданин, любящий сын и против той или иной
социально-культурной или религиозной традиции. Он действует, связывая новую
ситуацию с предыдущим опытом ситуаций, которые наложили отпечаток на его
сознание (то есть в соответствии с так называемым "комплексом"). В любом случае,
поведение в определенный момент обусловлено ментально-эмоциональной памятью
индивидуума, его семьи, нации или расы, - а эта память кристаллизуется в
"образе" или символе.
Ряд сабианских символов-картин (пли равные им по значимости символы, древние
или современные) стремится помочь индивидууму вывести подобные образы в
сознание и соотнести их с универсальной системой отсчета. Способность делать
это присуща каждому человеку, но она нуждается в развитии, и одна из функций
этой символики - стимулировать эту способность благодаря постоянному
пользованию символами. Речь идет о том, чтобы развить способности любую
частную деятельность соотнести с универсальным значением, любое
индивидуальное сознание - с его духовным источником в универсальном Уме. Этот
источник по существу следует понимать как момент циклического Времени, место
Сфероидного Пространства и цель в Гармонии целого (или "Бога"), которые
соответствуют индивидууму.
Если эта способность используется позитивно, каждая ситуация жизни индивидуума
становится возможностью для роста и творческого выражения Духа в человеке.
Если она используется негативно, то как пишет Марк Джонс в предисловии к
"Символической Астрологии", - "Все вещи составляют заговор против него, а его
удовлетворение состоит в элементах деструкции, превращаемых в символизм
желаемого".
В двух своих книгах М. Джонс предлагает позитивную и негативную интерпретацию
каждого из 360 градусов зодиака. Я не делаю этого - отчасти потому, что
стремление выйти за пределы чисто астрологического уровня, связывая символы с
любым фундаментальным циклом актуализации новых потенциальностей существования
в развитии человека. Некоторые из интерпретаций М. Джонса кажутся мне очень
значимыми, другие - менее, некоторые даже едва ли приемлемыми; кроме того, его
интерпретации в двух публикациях совершенно различны. В "Астрологии личности"
я давал конспективное изложение джосоновской "символической астрологии", введя
лишь в некоторых случаях позитивно-негативные характеристики в краткой форме.
Мне кажется, что интерпретация символизма должна основываться на двух факторах:
во-первых, на объективном анализе наиболее значимых черт символического образа,
во-вторых, на отношении данного символа к другим в рамках всего циклического
процесса. Это к любому циклическому ряду символов, в частности и в особенности
- к циклу двенадцати знаков зодиака, имеющему весьма малое отношение к
созвездиям, с которыми они соединялись в древнегреческий период (около 100 до
н .э.).
Точно также, по-видимому, 10 карточек текста Роршаха в оригинале составляют
определенную последовательность, начинающуюся простыми формами и кончающуюся
сложными картинами, включающими различия цвета; появление цвета на
определенной характеристической стадии последовательности для того, кто
рассматривает эту последовательность холистически, как единый процесс.
Несмотря на это, как мне рассказывали, многие, в том числе даже и Карл Юнг, не
обратили внимание на целостное значение всего ряда. Поэтому я еще риз повторю,
что никакой опыт не может быть понят в своем полном значении, если не
соотнести его с целостным процессом, к которому он относится, если не
обнаружена его функция и не найдено его место в целом, определяющие его функцию.
Никакое изолированное событие не имеет фундаментального значения само по
себе: оно обретает значение только как часть целостного процесса. Это
соотношение может быть бессознательным, но именно оно лежит в основе значения.
Более того, такую функцию следует рассматривать как позитивную или негативную;
никакое действие само по себе не может быть позитивным или негативным, хорошим
или дурным. Это ответ индивидуума -как целого на требуемое функционирование,
когда приходит время для данной функции в определенных обстоятельствах, которые
определяют позитивный или негативный характер действия. Принято восхвалять
солдата, убившего пятерых врагов в рукопашной схватке, однако если человек в
состоянии аффекта убивает полисмена, схватившего его в тот момент, когда он от
голода ворует пищу, -он рискует быть казненным. Функционирование кислот и
ферментов в желудочном тракте, разлагающих пищу на составляющи
|
|