|
ор" становится "агентом", поскольку начинает
осознавать, что через него происходит концентрация целей вселенной в
соответствии с временем и местом его жизненной игры. Его эго становится
кристаллической линзой, через которую "Божья воля" концентрируется в
индивидуализированные действия. Он не думает. Единый Ум думает его. Его жизнь
становится "священной", потому что она уже не "его": а действие Целого через
пространство его целостного организма, в ритме, определяемом планетарным
процессом.
3. Позитивный и негативный подходы к индивидуальному опыту
Как показывает весь человеческий опыт, каждый раз, когда оказывается возможным
какое-либо новое проявление, в особенности - серьезная реорганизация
человеческой личности или общества, эта возможность по необходимости
актуализируется одновременно и конструктивным, и деструктивным образом.
Обобщение этого факта должно войти в любую космологию, в любое мировоззрение,
по крайней мере в пределах нашей Вселенной: здесь принцип дуализма наблюдается
повсюду. За и/или "в" этом дуализме можно усматривать существенное единство;
отражение этого единого состояния можно видеть в том факте, что все
существование воспринимается как "существование целых", т.е. единиц, которые
рождаются, растут и исчезают. Сам факт, что существует рождение, развитие
родовых и индивидуальных потенциальностей и дезинтеграция, подразумевает
дуалистический процесс, взаимодействие двух полярных сил, которое в китайской
философии символизируется взаимодействием Инь и Ян.
Жить - значит перерабатывать энергию. Это может происходить двумя способами:
либо это целенаправленное употребление сил и способностей (power), либо
автоматическое действие сил (force). Энергия потребляется в обоих случаях, но
значение этого потребления различается; жизнь и тип сознания, возникающие из
жизни и ее опыта в первом случае позитивны, во втором - негативны.
Различие между "силой-способностью" (или "властной силой", power ) и "просто
силой" (force), можно увидеть, если сопоставить мировоззрение, характерное для
классической философии, с обычным научным мировоззрением нынешнего Запада. Для
древнего философа, так же как и для его современных наследников, "построение
Вселенной" является результатом целенаправленной и в высшей степени
"интеллигентной" (хотя и не "сознательной" в человеческом смысле слова) работы
Творческих Иерархий духовных Существ, которые сами являются порождениями -
зернами предыдущей космической эволюции или прямой эманацией творящего Бога -
масонского "Архитектора Вселенной". Нынешний же ученый (если не говорить о
выдающихся исключениях) считает Вселенную продуктом взаимодействия "сил"
(forces), которые каким-то образом существуют сами по себе и действуют
безотносительно к какому-либо интеллигентному или целесообразному Источнику.
Представитель реальной науки действительно отказывается связывать себя
отсылкой к метафизическим принципам и Причине причин; вместе с тем, научное
обучение и сосредоточение на анализе материальных фактов заставляют
современного человека верить более в "просто силы", нежели в
"силы-способности". Человеческое сознание и личность стремятся рассматривать
как продукт длительного эволюционного взаимодействия низменных и бесцельных
природных сил.
Однако для мышления другого типа сознание и личность, культура и цивилизация -
это результат постоянного использования человеческими индивидуумами
"сил-способностей", содержащихся в каждом человеческом существе и равным
образом выражающихся в деятельности Вселенной. Каждое человеческое существо
понимается как микрокосм, в котором все творческие силы-способности большой
Вселенной (макрокосма) находятся в потенциальном состоянии. Человеческая
эволюция -будь то в масштабе целой расы или в масштабе отдельной
индивидуальности, - рассматривается как процесс развертывания творческих сил и
способностей. Этот процесс направляется изнутри, он целесообразен, по крайней
мере в том смысле, что потенциальности начального "зерна" или хотя бы некоторые
из них (в случае индивидуальности) в конце цикла должны найти актуальное
выражение. Это выражение находит свою кульминацию в творческой деятельности
("карма"), которая в свою очередь порождает или обусловливает начало нового
цикла.
Философ, придерживающийся таких взглядов, рассматривает Вселенную, как
управляемую законами, но и как воплощение универсального сознания. События,
входящие в человеческий опыт, не только обнаруживают последовательный порядок,
позволяющий делать предположение о будущих событиях, но также соответствуют
паттерну развертывания космического целого и циклической последовательности, и
как таковые имеют значение. Как ученый, так и философ верят в космический
порядок и предсказуемость; но при рассмотрении определенной группы событий
ученый удовлетворится обнаружением, как они возникли и как они породят новые
события, философ же задается вопросом, что это значит.
Для астронома-ученого зодиак - просто способ вычисления и классификации
событий на небе и периодических изменений. Для философа-астролога зодиак -
структура, по отношению к которой человек может формировать свое
непрекращающееся стремление ко все более глубоким и жизненным значениям.
Разумеется, в этой книге я придерживаюсь последнего взгляда; ряд символических
картин, с кото
|
|