|
туацию или образ, исполненный потенциального
значения.
Здесь мы опять должны вернуться к тому, что нечто, "полное потенциального
значения" для человека одной культуры, может не иметь подобного характера для
человека другой культуры. Многие из сабианских символов не могли бы ничего
значить для древнего китайца или представителя египтян ранних династий. Точно
так же некоторым символом И.Цзина нужно было бы дать новую интерпретацию,
чтобы удовлетворить американца, стремящегося разрешить сложные семейные или
профессиональные проблемы в наших хаотических городах.
Трудно ответить, почему символы сабианского ряда значимы. Для эмпирически
мыслящего человека этот вопрос сразу же переформулируется: значимы ли они?
работают ли они? Мы вернемся к этому вопросу в следующей главе. Здесь же
необходимо отметить, что символические и холистические (от "холизм" -
философия целостности - Перев.) 360 градусов зодиака не имеет ничего общего с
попытками статистиков, которые были распространены среди астрологов одно время,
связать хотя бы некоторый градусы зодиака со специфическими биопсихологическими
характеристиками или тенденциями, с особыми способностями или болезнями. При
таких попытках аналитический и якобы научный астролог имеет дело не со
значением, а с определенными стандартизированными сторонами человеческой
природы, обстоятельствами или событиями на Земле - такая процедура целиком
экзистенциальна (т.е. относится к "существованию", а не к "сущности" - перев.),
и в принципе она не касается индивидуального человека. Ее результаты могут быть
даже вредны для индивидуума, если, например, градус, на котором находится его
Солнце, или Марс, или асцендент, характеризуется (статистически) как "суицид",
или "нездоровье", или "туберкулез", или даже "гомосексуальность", то - это ясно
всякому психологически грамотному и просто интеллигентному астрологу, - такая
негативная, а то и отталкивающая характеристика легко может вывести
устойчивого человека из равновесия. Опубликование таких характеристик
потенциально психологически деструктивно. В действительности, в
личностно-ориентированной астрологии такие статические характеристики не имеют
никакого разрешения проблемы, с которой индивидуальный человек обращается к
астрологии, в том числе для таких фундаментальных проблем, как "Кто я такой",
"Для чего я здесь". Если статистика, по-видимому, подтверждает, что многие люди,
умирающие от туберкулеза, имеют "злотворные" планеты, или даже Солнце, или
Луну, в определенных градусах зодиака, это ни в коей мере не указывает, что
некто, кто имеет Марс, Сатурн или асцендент в этом градусе, должен заболеть
туберкулезом. Даже если 65% людей, имеющих такое сочетание в карте рождения,
действительно заболевают, то это ничего не говорит индивидууму, потому что
неизвестно, принадлежит он к этим 65% или к оставшимся 35%, которых это не
касается. Ослепленный статистикой ум может предположить, что знание об этих 65%
заставит человека быть "более осторожным" и избегать всего, что связано с
возможностью заразиться; но имеется ведь и противоположная возможность, что как
раз страх перед болезнью откроет ей дорогу...
Не следует напрягаться, защищая себя, стремясь избегать событий, управлять ими.
События не происходят для индивидуального человека: он происходит с ними. Он
встречает их и наделяет их своим собственным значением. Только когда он
оказывается в сложной ситуации, включающей неизвестные факторы, - неизвестные
его нормальному и рациональному уму, - он может поискать более широкой
перспективы, захотеть увидеть события как таковые, то есть в отношении
космического целого в его значении. К Юнг сказал бы, что в таком случае
человек отрывает себя коллективному бессознательному; я назвал бы это Единым
Умом Человечества.
Человек, процесс индивидуализации которого обусловлен коллективной
ментальностью и традициями его культуры, может стремиться забывать эти
социо-культурные и этические факторы, чтобы достичь "планетарного сознания". Но
он обнаруживает, что сколь бы не казалась его ситуация обескураживающей и
непредсказуемой его аналитическому и рациональному уму, нагруженному
прецедентами, предрассудками, сомнениями и предрасположениями, - эта ситуация
входит в универсальный процесс как его момент - пусть весьма малая, но фаза в
эволюции человечества, и Земли, и солнечной системы. Рассматриваемый как фаза,
с точки зрения процесса в целом, этот момент обретает значение.
Символы помогают человеку находить смысл своего существования, видеть каждое
личное событие как фокусированное проявление одной из фаз целостного
космического процесса существования. Он может увидеть трагическое, - с точки
зрения обычных социо-культурных представлений, - событие как фазу роста, в тот
момент, когда он задает вопрос предсказателю, вся Вселенная, так сказать,
опускается, чтобы дать ему необходимый ответ. Это необходимо, потому что каждое
подлинно конструктивное, творческое, просветляющее действие выполняется
посредством индивидуальной личности, на которой фокусируется вся вселенная.
Это "трансперсональный" путь, о котором я не раз писал (напр., "Конфликты
современного человека", 1945-1946; "Планетаризация сознания"). Это путь
символической жизни, жизнь не только в присутствии Бога", но и проживаемая
Божественным в индивидуальном человеке, как и во всей Вселенной. Когда мистик
может сказать: "Я не живу, Бог живет во мне", - он становится Аватаром своего
Божества, которое дано с Божественным Значением всего существования.
2. Сабианские символы, их происхождение и внутренняя структура
История
|
|