|
туре на "виталистической" стадии
развития человеческого общества, в основном соотносимой с полярностью мужской
и женской жизненной силы. Вместе с тем, они фиксируют значения, укорененные в
универсальном опыте человека, находящегося в тесных взаимоотношениях с
энергиями земли и ее порождающей природы. Символика использует образы, близкие
основам естественной жизни, а эти основы до сих пор реальны и действительны
для большинства людей.
Однако сейчас мы живем в гораздо более сложном и индивидуалистическом обществе,
и логично предположить потребность в большем числе символов. Многие из
сабианских символов основываются на обыденных сценах американской жизни;
другие гораздо более фундаментальны в своих философских импликациях. Вместе
они представляют характерную пеструю картину американского общества в начале
второй четверти XX века. Поскольку земной шар в большей степени
"американизируется" и технологизируется, то Возможно, что этим Сабианским
символам предстоит долгая жизнь. Описания могут изменяться; сам Марк Джонс
значительно изменял их несколько раз. В этой книге я сохранил картины такими,
какими они были первоначально описаны, но перефразировал смутные утверждения и
старался прояснить содержание символов, соотнося их с предыдущими и
последующими образами.
Символический ряд должен внести порядок и значение в последовательность
жизненных событий, которая часто кажется хаотической и запутанной, посредством
указания значения, качества, направления и цели развития каждой ситуации, с
которой, как кажется, человек не может справиться посредством рациональных
суждений. Какими бы хаотическими ни были события, можно утверждать, что
человек получает опыт, к которому он предназначен, или который был им запрошен,
сознательно или бессознательно, и никакой другой. События развертываются в
соответствии с актуализацией его внутренней потенциальности бытия, т.е. его
индивидуальной самости. Каждое существенное событие определяет, каким образом
человек сделает очередной шаг в своем структурном развитии. Сделает ли человек
этот шаг, и каким будет его качество - он может оказаться и временным регрессом,
- зависит от того, какое значение он придает событию. Он может даже не
осознать, что придает ему определенное значение, но его организм или его это
реагирует на событие в соответствии с прошлым социальным и личным
обусловливанием.
Конфликты возникают потому, что часто различные части личности придает
различную ценность событиям. Конфликты значений особенно часто переживаются в
периоды глубокого смешения и путаницы в коллективно принимаемых ценностях,
когда традиции низвергаются. Ценности и значения всегда обусловлены
определенной "системой отсчета". Когда старые социо-культурные и
религиозно-этические системы отсчета становятся неудовлетворительными и не
могут структурировать опыт и реакции индивидуумов, потребность в нахождении
новой системы отсчета становится весьма настоятельной. /.../. По-видимому, в
этом можно видеть одну из причин нынешней популярности астрологии. В
космической упорядоченности лишенное корней сознание надеется найти твердую
систему отсчета, посредством которой можно обнаружить новые, - для него, -
значения, которые обеспечили бы его внутреннюю стабильность.
В этом смысле астрология представляет собой космический тип "оракула", по
крайней мере, если она ориентирована на личность, отвечая ее проблемам и
поискам значения. Если говорить о так называемой "солярной" астрологии
популярных журналов, то она, разумеется, может удовлетворять эту потребность
лишь в самых общих чертах, если же ее положения формируются недостаточно
абстрактно, то может лишь ввести в заблуждение. С другой стороны,
предсказательные возможности астрологии сосредотачиваются в так называемой
"часовой астрологи", когда определенный человек в определенный момент времени
обращается за разрешением определенной проблемы. Картина неба на этот момент
требует очень сложной интерпретации, причем традиционные правила могут служить
лишь руководящей нитью. С той же ситуацией мы сталкиваемся, когда хотим
получить предсказания посредством диаграммы И.Цзина. Той же функции могут
служить и сабианские символы, хотя до сих пор астрологи употребляли их в
основном для придания нового "измерения" значению планет и углов карты
рождения или важного события.
Сабианские символы можно рассматривать на двух различных уровнях: чисто
абстрактном и экзистенциальном (т.е. по отношению к образу или сцене,
описанным в символе). Определенный градус имеет архетипическое значение,
поскольку он, скажем, является одиннадцатым в ряду 360 символов, а число 360
символов отображает абстрактное отношение между суточным и годичным вращением
Земли. Он имеет экзистенциальное значение, поскольку имеет полученный путем
"откровения" символ. Без последнего теоретически можно было бы и обойтись. Но
как тогда мы могли бы интерпретировать значение одиннадцатой фазы в циклическом
процессе, состоящем из 360 фаз? Из астрологии известно, что годичный
циклический процесс архетипически начинается в точке весеннего равноденствия, и
что, следовательно, одиннадцатая фаза (11° Овна) относится к одиннадцатому дню
после весеннего равноденствия. Но на этом вряд ли можно основать значимое
суждение, если дело касается положения, например. Юпитера в карте рождения.
Нужно иметь более экзистенциальный символ или образ, из которого может быть
извлечено значимое суждение, - с
|
|