|
чающий
потребности точного, но вместе с тем абстрактного и универсального
формулирования отношений: ее формулы - нечто большее, чем простые утверждения
факта, поскольку они подразумевают существование универсального порядка и веру
в постоянные законы природы как "константы".
Всякая культура зависит от употребления символов, которые более или менее
сознательно принимаются всем обществом. Культурные институты, искусства и
науки развитого общества, "примитивного" или современного: составляют по
существу сложные систематические организации символов, структурирующих
поведение, основные чувствования и мысли людей, принадлежащих к данной культуре.
Культура развивается, достигает зрелости, приходит в упадок; то же происходит
и с символами, на которые она опирается, и из которых черпает свою связующую
силу и жизненность.
Символы объединяют и разделяют опыт большого числа людей. Они переносят события
из мира случайного, беспрецедентного, уникального и непостижимого в мир
"универсалий". Логическая последовательность, которую можно найти в любом
языке, в любой научной теории или художественной традиции или религиозном
ритуале, создает из кажущихся хаотическими, непредсказуемыми и бессмысленными
фактов жизненные паттерны порядка и значения. Тысячи событий или личных
ситуаций оказываются вариациями одной центральной темы. Символ обрисовывает
нам эту значимую тему. А "тема" оказывается частью связной последовательности
сходных побудителей, которые обретают целесообразность, благодаря их
взаимосвязи. Жизнь, выраженная в символах, оказывается собранной в сравнительно
немногочисленные и взаимосвязанные единицы опыта. Каждая такая единица
концентрирует опыт миллионов людей.
Мы в нашей западной традиции обычно думаем, что для каждого из нас возможно
бесконечное разнообразие опыта. Все, что мы испытываем - непосредственно наше;
каждый момент нов, ни одно событие не повторяется. Однако, хотя человеческий
опыт действительно неограничен, нормальный опыт человека конечен в отношении
числа характеристических и значимых типов. Если бы человек мог передвигаться
независимо от физических препятствий По поверхности земного шара по экватору,
он мог бы продолжать это движение бесконечно, его движение было бы
"неограниченным". Но его опыт окружения, пейзажей и т.п. на его пути конечен.
Пройдя полный круг, он будет, при дальнейшем движении, попадать в те же места.
Его опыт будет "существенно" повторяться, хотя он и может реагировать на одни и
те же места по-разному, точно также основной опыт человеческой жизни
составляет замкнутый круг. Под "основным" я имею в виду типическое и
характеристическое под поверхностью различных вариантов.
Мы обнаруживаем тот же принцип повторяемого ряда опыта в отношении времени.
Время циклично. Все живое имеет начало, достигает кульминации и приходит к
концу лишь для того, чтобы вновь начаться. Универсальная иллюстрация этого -
цикл времен года в умеренном климате.
Однако наличие годичного цикла времен года не означает, что мы должны ожидать
точного и буквального повторения событий и фактов. Для живого растения
повторяются основные фазы роста. Каждую весну семена пшеницы - это новые
семена; погода так или иначе отличается от прошлогодней, и изменяются другие
факторы. Но в целом основные условия, побуждающие пшеницу к прорастанию и росту
- те же, факты могут меняться, но значение сохраняется от года к году.
Иными словами, человеческий опыт по существу цикличен и разворачивается в
соответствии со структурными принципами. Каким бы разнообразным он ни казался,
он тем не мене оказывается заключенным в пределы ряда того, что можно было бы
назвать архетипическими значениями. По своей структуре он рекуррентен: он
составляет целое значений. Но нужно все время иметь в виду, что структура и
содержание принадлежат к разным мирам, хотя и взаимопроникающим друг в друга в
каждой точке.
Эти идеи подробнее обсуждались в "Планетаризации сознания", но здесь их
необходимо вновь повторить, хотя бы кратко, потому что они составляют
логическое и философское основание употребления циклических рядов символов,
подобных И. Цзину и Сабианским символам. В конце концов, и вся астрология
основывается на идее, что можно соотнести все существенные функции в
существование организованного поля активности (в особенности - живого
организма) с десятью временными, представленными десятью "планетами"
современной астрологии (включая Солнце и Луну). Астрология также утверждает,
что двенадцать "домов" представляют архетипические классы опыта, необходимого
для развития зрелой индивидуальной личности, и что двенадцать зодиакальных
знаков относятся к двенадцати основным родам "энергии" или архетипических
качеств бытия, которые значимым образом окрашивают любую функциональную
активность (т.е. планету), действующую в их поле. В этих и подобных случаях
основная идея состоит в том, что мы живем в упорядоченной и структурированной
Вселенной, составляющей "циклическое" целое, которое конечно. Все
структурированные поля деятельности конечны, в то время как экзистенциональные
события и возможности взаимоотношений неопределенны - что не означает
"бесконечны"
Мы более или менее привыкли к идее, что внутренняя деятельность любого
организма ограничена и периодична. Мы говорим о цикле пищевого мет
|
|