|
за
астрологическую практику и «предсказание будущего». Для того чтобы снять с себя
обвинения, Алану Лео пришлось заявить в суде, что главной целью астрологии
является не предсказание, а описание особенностей личности, ее психологический
портрет(.
Вторым важным фактором, определившим лицо современной астрологии, явилась
революция в психологии, произошедшая в конце XIX – начале XX века. Эта
революция вывела психологию на передовой рубеж современного научного знания, и
в то же время привнесла в науки о человеке совершенно новые черты, такие как
учет влияния экспериментатора на результат исследования и применение
статистического метода в психологии, метод свободных ассоциаций при толковании
символов бессознательного, многообразие индивидуальных методов и подходов в
психотерапевтической практике, а главное –> был выработан и признан подход,
позволяющий оценивать психологию (психоанализ) с позиций самой психологии
(психоанализа), а не с позиций других наук.
Некоторые из этих черт стали присущи и современной астрологии, которая
утеряла красоту и стройность космоса Платона, логику философии и физики
Аристотеля, но приобрела очарование, присущее глубинной психологии.
Однако, хотя астрология легко вобрала в себя психологические методы, но ее
невозможно, да и не нужно, сводить только к психологии.
Именно поэтому в последнее двадцатилетие прошлого века лучшие умы западной
астрологии обратились к освоению и осмыслению наследия старой астрологии:
античных, средневековых астрологических текстов, астрологическому наследию
эпохи Возрождения и астрологии, предшествовавшей эпохе Просвещения.
«Христианская астрология» Вильяма Лилли, стала, пожалуй, первой ласточкой
в этом процессе: она была опубликована в Англии в 1985 году в репринтном
издании.
Эта публикация положила начало целому ряду процессов, оказывающих большее
или меньшее влияние на современную западную астрологию.
Один из них – это оформление отдельного направления в астрологической
практике, называющего себя «традиционной астрологией».
Второй процесс – активное неприятие старой астрологии и резкое
размежевание с ее методами и подходами.
Третий процесс – интеграция старой астрологии в современную практику,
осмысление ее философии, расширение арсенала методов и сфер практического
приложения современной астрологии.
Что касается «традиционной астрологии», то сейчас этот термин обычно
относят к типу астрологии, практиковавшейся в XVII веке в Англии, она самым
тесным образом связана с «Христианской астрологией» Вильяма Лилли.
Приверженцы «чистой» традиционной астрологии ограничивают свою практику
методами и факторами, сформировавшими лицо астрологии XVII столетия. Положа
руку на сердце, можно сказать, что это ограничение делает их астрологию гораздо
более богатой и разнообразной, чем современная психологическая астрология. Но
одновременно, в этой среде выработалось резкое, критическое, вплоть до
активного неприятия, отношение к астрологии и астрологам, практикующим
современные методы. «Традиционные» астрологи относят всю современную западную
астрологию только к психологической астрологии, отказывая ей даже в малейшей
перспективе.
Признавая критику современной астрологии во многом справедливой, нельзя не
заметить, что слишком резкое подчеркивание четких (даже жестких) правил
традиционной астрологии, слепое некритическое следование старым методам делает
«традиционную астрологию» всего лишь еще одним «направлением», своего рода
«ретростилем постмодерна», не дающим выхода из сложившейся ситуации.
Радикальный астрологический постмодернизм, представляет собой типичное
проявление постмодернизма, (а отнюдь не восстановления истинной традиции),
характерной чертой которого являются высмеивание, варьирующееся от
снисходительной иронии до желчного трагифарса. И направлено все это в адрес
одинаково неприемлемых для него форм астрологического опыта: «модернизма» (как
величается вся современная западная астрология), «реализма» –
исследовательского «научного» крыла в астрологии, и «массовой астрологии»,
заполонившей газеты, журналы, телевидение и интернет (однако, сами
«традиционалисты» также активно используют все названные виды масс–медиа и
новых технологий).
Что касается третьего направления: осмысления философии традиционной (в
широком смысле слова) астрологии и интеграции ее в современную астрологическую
практику, то здесь исследователи пока находятся на стадии накопления и
осмысления материала, и лишь очень немногие астрологи западного мира сумели
оживить для себя старую астрологию...
К истории публикации Вильяма Лилли на русском языке
До сих пор имя Вильяма Лилли было знакомо русскоязычным астрологам,
главным образом, из упоминаний в исторических очерках, но не по его трудам.
Первое более или менее объемное издание фрагмента «Христианской
астрологии» было предпринято в 1995 году издательством «Конек». Им была
опубликована первая книга «Христианской астрологии». То, как было выполнено это
издание, может много сообщить исследователю, изучающему историю астрологии.
Во-первых, была опубликована лишь первая книга и небольшой фрагмент второй
книги «Христианской астрологии», Во-вторых, перевод делался с большими
купюрами: то, что на взгляд переводчика не представляло интереса, было опущено.
В-третьих, книга вышла под названием: «Классика хорарной астрологии» (хотя в
опубликованном фрагменте рассматривались всего лишь одна–две хорарные карты), и
только раскрыв книгу, читатель мог увидеть, что перед ним фрагмент
«Христианской астрологии».
|
|