|
го сказать о его убеждениях.
В период правления британского короля Карла I (1625–1649) кавалеры обильно
украшали свои одежды дорогими кружевами и аксессуарами. Воротники, манжеты и
даже брюки на коленях отделываются кружевом. Колеты, постепенно превращающиеся
в куртки, были разукрашены всевозможными галунами и позументами. Королевский
двор Карла I по элегантности, утонченности и роскоши костюмов оставлял далеко
позади приходящий в упадок парижский двор Людовика XIII (1610–1643). Однако под
влиянием всеобщей усталости от Тридцатилетней войны появляется все больше
приверженцев аскетического мировоззрения, отрицательно относившегося к роскоши
и радостям жизни, и проявившегося, в частности, в экономной простоте и
неброскости одежды. Королевская власть в Англии находилась под угрозой,
пуританские проповедники, отличавшиеся строгостью нравов, яростно выступали
против растущей безнравственности и роскоши в одежде.
На портрете Лилли изображен почти что в костюме такого проповедника:
скромный белый воротник и манжеты, черная простая накидка – все это
демонстрировало полное презрение к аксессуарам: лентам, дорогим заграничным
кружевам, розеткам и шлейфам. Пуритане предлагали заменить шелк отечественной
шерстью. «Круглоголовые», к партии которых принадлежал и Лилли, заложили основы
скромного костюма квакеров, который получил дальнейшее распространение в Новом
Свете.
«Инструменты »
На портрете Лилли изображен в окружении атрибутов профессии астролога: на
столе перед ним лежит открытая книга с изображением знаков Зодиака и планет,
правая рука покоится на сфере звездного неба с зодиакальным поясом, левая лежит
на бланке гороскопа.
Изображение в портрете инструментов астролога уходит корнями в традицию
Ренессанса. Именно тогда сложилось представление о том, что измерение является
одной из важнейших основ познания. Вот как писал об этом в середине XV века
великий гуманист, глава флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино:
«человек. .. измеряет небо и землю, а также исследует глубины Тартара. Ни небо
не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А
так как человек познал строй небесных светил, и как они движутся, и в каком
направлении, и каковы их размеры, и что они производят, то кто станет отрицать,
что гений человека (если можно так выразиться) почти таков, как у самого Творца
небесных светил...»
Можно сравнить это с высказыванием самого Вильяма Лилли из его напутствия
«Изучающему астрологию»: «Стой твердо, человек, в своей верности Богу и
непоколебимым принципам, и осознай свое величие, поскольку все сотворенное,
нынешнее и будущее, было создано ради тебя. Более того, ради тебя даже Бог стал
человеком. Именно ты – то создание, которое познало Христа, живущего и
правящего небесами, стоящего выше всех властей и авторитетов. Сколько
преимуществ, привилегий и пользы даровал тебе Бог! Ты простер выше небес свои
размышления, постижение движения и величины звезд; ты беседуешь с ангелами, да
и с самим Богом, все создания подчиняются тебе, и дьяволы порабощены тобою».
Мера, число и пропорция приобрели значение универсального ключа к истине и
красоте. Философы объясняли с их помощью устройство мира, все качества и
своеобразие явлений выводились из количественного соотношения основных
элементов, сама мысль о гармонии связывалась с пропорциональной соразмерностью
частей.
Но этим кругом идей не исчерпывалась философия и практика, как астрологов
эпохи Возрождения, так и Вильяма Лилли.
«От тебя и от науки»
Левая рука его лежит на бланке гороскопа, указательный палец направлен на
куспид третьего дома карты. И это один из самых содержательных ключей портрета
Вильяма Лилли. Третий дом – управляющийся Близнецами и их владыкой Меркурием,
планетой, символизирующей расчеты, а также означающей рациональный ум в
человеке, указывает на метод познания. Но левая (воспринимающая) рука касается
карты указательным пальцем (пальцем Юпитера – планеты мудрости и высшего
религиозного и провиденциального знания). Здесь соединены два основополагающих
принципа любого духовного учения: Метод и Мудрость, представляющие два
универсальных творческих начала Вселенной. И это так не похоже на ту
приземленную и догматическую «традиционную астрологию», которую пытаются
создать нынешние радикальные ревнители традиции.
Не случайно в разных местах книги мы встречаемся с высказываниями Лилли о
том, что необходимо сочетать знание правил со здравым смыслом. Он часто
повторяет выражение из первого афоризма «Центиллоквиума», труда, приписываемого
Птолемею: «От тебя и от науки». Это значит, что астрологу необходимо сочетать
рациональное знание со способностью делать собственные суждения, сочетать
знания свойств небесных объектов с внутренней способностью делать предсказания.
В центральной части бланка гороскопа написаны слова «Non cogunt» – «Не
принуждают». Звезды склоняют, но не принуждают, говорит Лилли, – это значит,
что Бог наградил человека свободной волей и астролог не должен пугать своего
клиента, но давать ему возможность проявить собственную инициативу, помочь ему
в выборе путей: «Поскольку ты ежедневно беседуешь с небесами, наставляй и
формируй свой разум в соответствии с образом Священного, познай ризы
добродетели и будь глубоко наставлен в них. Будь человечным, вежливым,
доступным, близким всем. Не поражай несчастных ужасом резких суждений; в таких
случаях позволь им узнать свою тяжкую судьбу постепенно; направь их, дабы
обратились к Богу с просьбой отвратить приговор, нависший над ними».
В заключение, хочу попросить читателей быть снисходительными к возможным
огрехам и шероховатостям предлагаемого перевод
|
|