|
Правда, Нун с почтением обращается к Ра: «Сын мой
Ра, бог более великий, чем создавший его и чем сотворившие его…» Но в этом
усматривается более всего вежливость, благосклонность Всевышнего. Если бы Ра
был действительно самым главным, то незачем ему было бы обращаться к Нуну с
жалобой на людей.
Обратим внимание на то, что именем Нун в этом мифе называется
первозданное состояние мира (его принято отождествлять с хаосом, хотя такое
толкование может быть и не вполне точным), а также имя первоначального бога.
Как это понимать?
Более всего, пожалуй, это соответствует мировоззрению пантеизма, когда
Бог и природа воспринимаются как единое целое; когда природа обожествляется, а
Бог предстает как Всемирный Дух и Разум. Так выражаются единство и целостность
бытия, всего сущего. Вселенной.
Возможна ли какаято иная, более правдоподобная версия? Вряд ли. Если
уподоблять Нуна хаосу, то это был бы бог деструктивный, олицетворяющий
беспорядок, беззаконие, безвластие, а не бог «отец богов». Для такого творения
необходимы воля и разум. Сам по себе хаос бесплоден, ибо не обладает
упорядоченностью.
В гелиопольском мифе о сотворении мира Владыка Вселенной, появившийся из
«неоглядного Нуна», изрыгнул из себя бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут.
Повествование ведется от имени этого Владыки (Хепри – Сущего – одного из
воплощений солнечного божества Атума). Он не всемогущ; ему требуется помощь
божественного отца: «И отец мой Нун произнес: «Да возрастут они!» После того
существовали как единый бог в трех лицах – Я, Шу и Тефнут. От Шу и Тефнут
водились другие боги и богини.
Такова одна из версий древнего мифа, в которой определенно подчеркиваются
величие Нуна, его дар наделять силой, духовной мощью богов. В нем соединяются
три ипостаси: творца Вселенной, отца богов, духовной силы. Но в то же время
(или в той же вечности) при нем остается некая материальная реальность, не
разделенная на стихии; ее, пожалуй, можно сопоставлять с первоматерией, а не с
хаосом.
Был ли Нун или какойто иной бог первоначально единым (триединым),
всевышним, безвидным, всемогущим – об этом остается только догадываться. Эта
версия заслуживает дальнейшей разработки. А с позиций современной науки идея о
первоматерии, которая дала начало привычному нам материальному миру, созвучна
концепции вакуума – особого энергоёмкого состояния пространства, из которого в
определенных условиях могут возникать элементарные частицы, обладающие массой
покоя и представляющие собой «микрооснову» материи. Конечно, подобные идеи не
приходили в головы египетским мыслителям. И всетаки их представления о Нуне в
философском смысле предваряют концепцию вакуума, порождающего материальные
объекты.
НУТ
Нут – Небесная корова, особо почитаемая в Египте как олицетворение неба,
точнее сказать – космоса, потому что ее тело изображали усыпанным звездами.
Правда, целый ряд рисунков, отражающих космологическую мифологию древних
египтян, показывают, что бог ветра и воздуха Шу отделяет женское божество Нут
от ее брата и супруга Геба. Однако подобные представления, по мнению
исследователей, возникли позже, чем образ Небесной коровы.
При слове «корова» мы воображаем не совсем то животное, которое имели в
виду древние египтяне. За истекшие с той поры тысячелетия благодаря
искусственному отбору эти животные превратились в представителей «мясомолочного
скота» – существа медлительные, грузные, с огромным выменем и сравнительно
короткими ногами.
В древнеегипетском исполнении корова близка к диким предкам: стройная,
элегантная, красивая. Недаром перед изображением коровы часто ставился иероглиф,
означающий «красота».
Надо еще раз подчеркнуть, что образ прекрасной Небесной коровы относится
не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака
(его олицетворял Шу), а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со
времен античности принято называть космосом. В этом контексте приобретает смысл
название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед
обитателями Земли наша Галактика.
Образ Космической Коровы (будем называть ее так ввиду неопределенности
термина «небо») восходит к далекой древности и отражает верования скотоводов.
Уже во времена первых фараонов, около 4,5–5 тысячелетий назад, этот образ
воспринимался (во всяком случае учеными людьми) как аллегория, символ. Наряду с
ним использовались и другие образы. Так, в Текстах пирамид встречаются фразы:
«Звезда плывет по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно
отождествляется с Космосом, а океан – возможно, с воздухом или даже сферой
звезд). Об усопшем Фараоне сказано: «Он – сын великой дикой коровы. Она
беременеет им и рождает его, и его помещает под ее крылом». В этом случае
использован дополнительный образ крыльев коршуна, которые тоже служили символом
неба.
По словам известного английского египтолога Рудольфа Антеса, «в этом
контексте множественность концепций о небе принимается в высшей степени
серьезно. Это вовсе не поэтическая фантазия или шутка художника». На шутку это,
безусловно, не похоже, а вот поэтическая фантазия, пожалуй, в таких воззрениях
присутствует.
Обратим внимание на з
|
|