Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
мечательную мысль, высказанную Р. Антесом: «Нет 
сомнения, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. э., египтяне 
понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным 
опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяснить ее в 
категориях, понятных людям их времени. Но поскольку никакой символ не может 
охватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее 
способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение. Кроме того, 
разнообразие придавало изображению и описанию небес известную картинность и 
живость».
      Выходит, давнымдавно в Египте существовали более продуманные, философски 
обоснованные (с учетом человеческого незнания) представления о далеком небе, 
которое мы привычно называем космосом. Ведь при слове «Космос» мы подразумеваем 
некое безжизненное пространство с группами звездных систем, скоплениями 
туманностей. Специалисты упомянут еще об электромагнитных и гравитационных 
полях, разного рода небесных (мертвых) телах. Оккультисты вообразят «тонкие 
тела», некие космические привидения, а фантазеры – инопланетян…
      Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах коровы Нут, 
женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остается загадочной, 
хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде всего, это 
нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто иное, во 
многом непостижимое. Разнообразие символов подчеркивает их условность. В то же 
время современное понимание космоса – предельно упрощенное, лишенное поэзии, 
красоты.
      В египетских мифах Космическая Корова Нут по совету Нуна поднимает на 
себе усталого престарелого Ра в небесную высь. На большой высоте у Нут 
закружилась голова, а ноги ее задрожали. Тогда Ра пожелал иметь богов, чтобы 
поддержать ее (интересно, что он лишь высказал пожелание, а исполнил его, судя 
по всему, всемогущий Нун). Тогда восемь божеств встали у ног Космической Коровы,
 а Шу стал поддерживать ее брюхо.
      В таком виде предстает перед нами Нут в одном из наиболее выразительных 
рисунков. У него есть свои особенности. Ра изображен не сидящим на спине Нут, а 
плывущим в ладье под телом Нут (ладья расположена под звездной полосой). На 
голове Ра – солнечный диск, хотя и он, и боги показаны в образе людей.
      Между рогами коровы и перед грудью начертаны иероглифы «хех», что 
означает «миллионы» или «множество божеств». Можно толковать это как указание 
на несчетное количество звезд. Перед нами – космогоническая аллегория. 
Символический характер фигур подчеркивается тем, что боги не прилагают особых 
усилий для поддержки опор небосвода (четырёх ног Нут), а Шу лишь касанием 
пальцев поддерживает огромное тело Нут.
      На других рисунках богиня космоса изображена женщиной, она изогнута в 
виде купола, имеет непомерно длинные руки и ноги (опоры) и только кончиками 
пальцев рук и ног касается земли (изображенной в виде мужчины). Шу, разделяющий 
эту пару, тоже не выглядит напряженным под тяжестью «небесного тела».
      За последнее столетие стало модным подразумевать в различных аллегориях 
сексуальную подоснову. В легенде о человекоподобных Земле и Космосе сексуальная 
связь между супругами высказана определенно, однако подтекст не столь 
примитивен, как может показаться на первый взгляд. Вопреки реальности Земля, 
олицетворяемая Гебом, несравненно меньше, чем божественная Нут, а какиелибо 
фаллические символы отсутствуют вовсе.
      Обобщая представления древних египтян о богине Нут, надо признать, что 
первоначальный смысл, который вкладывали в этот образ, был многоплановым, 
глубоким, отражавшим целый комплекс космогонических представлений. Замечательно 
уже то, что около пяти тысячелетий назад египтяне разделили три области, три 
сферы: земли, воздуха, космоса.
      Нет никаких оснований полагать, что Земля в ту пору считалась небесным 
телом, имеющим форму шара. Мир древнего человека отражал картину, которую видит 
земной наблюдатель: плоскую земную поверхность, купол небес, воздушный океан, 
по которому плывут облака.
      Самое замечательное, что воздушный океан, атмосфера, действительно 
отделяет нас, обитателей его дна, от космического пространства, которое во 
многом нам чуждо. Но в то же время наша планета родственна другим небесным 
телам, и в этом смысле связь Нут с Гебом вполне оправдана.
      И всетаки еще более глубокий смысл заключен в образе Нут – Космической 
Коровы. Все прочие боги представлены в облике людей и тем самым являются 
причастными к земному миру (люди творят богов по своему образу и подобию). А 
космос – нечто более величественное, своеобразное, основополагающее. Даже 
божественное Солнце не является в данном случае центром мироздания или 
верховным управителем Вселенной: ему определено место между сферой звезд и 
воздушным пространством. И хотя в некоторых вариантах мифов Ра восседает на 
спине Нут, художник не счел нужным искажать реальную картину небес, где Солнце 
видится выше облаков, но является частью какихто иных пространств, сопряженных 
с неведомым космосом.
      И еще одно важное обстоятельство. Нут – это живое существо. Космическое 
пространство вместе со звездами представляет собой, по мысли древнеегипетских 
мудрецов, живой организм, а не ту бездушную механическую систему, образ которой 
предлагает нам современная наука.
      
ГОР (ХОР)
      
      Гор – один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех 
временах, когда охота была 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-