|
ограда…»
А вот некоторые строки Тютчева:
«Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит…»;
«Зима недаром злится,
Прошла ее пора…»;
«О рьяный конь, о конь морской…»;
«Два демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились.
В его главе – орлы парили,
В его груди – змии вились»;
«Есть близнецы – для земнородных
Два божества – то Смерть и Сон…»
В далекой древности преобладало поэтическое воззрение на природу. И когда
на египетском рисунке или в тексте пирамид присутствует образ небесной коровы,
то лишь весьма наивный человек – и тогда, и теперь – может всерьез
отождествлять земную корову, дающую молоко, с небесной божественной коровой,
оставившей в небе Млечный Путь.
Обилие богов Древнего Египта, их неустойчивость, сложные взаимоотношения
и взаимные переходы логичней всего объяснить не только изменчивой
социальнополитической ситуацией в стране, но и проявлениями сложной
поэтической символики. Вдобавок, невозможно в деталях восстановить ту
обстановку, в Которой создавались те или иные мифы, рисунки, тексты, а также
индивидуальные особенности авторов, их взглядов на мироздание и место в нем
человека, их отношения к богам.
Не исключено, что за множеством имен разнообразных божеств скрыто нечто
единое, всеобщее и тайное. Так, по крайней мере, думал английский египтолог
конца XIX века Уоллис Бадж. По его словам: «Читая древнеегипетские религиозные
тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога,
самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего,
непостижимого, творца неба, земли и подземного мира… Именно эту часть их
воззрений следует признать основополагающей…»
В таком суждении есть определенный резон. Известно, что подлинное имя
Бога считалось священным и тайным, а завет не упоминать имя Божие всуе
существовал у едва ли не всех племен и народов с доисторических времен. Называя
отдельных богов, реалистически изображая их, древние египтяне могли сохранять в
глубокой тайне имя верховного Творца и Управителя мироздания, повелевающего
богами. Однако обо всем этом можно только догадываться.
НУН
Этот египетский бог – один из древнейших и наиболее загадочных.
Принято считать, что Нун олицетворял первозданный водный хаос, из
которого произошло все сущее, а прежде всего – божества.
На древнеегипетском рисунке, изображающем – символически – структуру
мироздания, Нун показан первотворцом и первоосновой мира. Он возникает из некой
субстанции (порядок из хаоса?) и держит в руках ладью богасолнца, в которой
находятся первые божества (здесь их десять).
В верхней части рисунка показан подземный мир, окруженный телом Осириса
(символ вечного круговорота жизни, возрождающейся после смерти). На голове
Осириса стоит богиня Нут, принимая руками солнечный диск, который катит по небу
скарабей.
В некоторых мифах Нун обретает облик первого бога, сотворившего свою жену
Наунет, олицетворяющую небо (их изображали также в образах лягушки и змеи).
Этой парой были рождены другие боги. Нередко Нуна называли «отцом богов».
Трудно восстановить первоначальный смысл мифов, в которых упоминается имя
этого бога, извлечь «рациональное зерно» из более поздних наслоений, отражающих
воздействие идеологических мотивов на представления о жизни природы. Ведь со
временем солнечные божества стали связываться с властью фараонов. Владыка над
людьми соответствовал владыке над богами. Однако при этом подразумевалось, что
существует и некий более древний и великий Бог, образ которого оставался
таинственным.
В мифе об истреблении людей есть один странный эпизод. Царь богов Ра
состарился и был взволнован вестью, что люди замыслили против него злые дела
(повидимому, решили свергнуть его). Вместо того чтобы самому наказать их, он
(изза своего бессилья?) просит позвать богов, которые пребывали с ним в Нуне,
«а также самого бога Нуна».
Когда боги прибыли к Ра, «распростерлись они перед его величеством, чтобы
сказал он слова свои перед отцом старейшим, создавшим людей».
Создается впечатление, что если боги подчиняются Ра, то сам он обращается
к творцу всего сущего Нуну.
|
|