|
Ревнитель владык, ревнитель князей, ревнитель дарей,
Энки, господин изобилия, властелин красноречия,
Всеразумнейший попечитель Страны,
Мудрецпредводитель всех богов,
Наимудрейший Эредуга владыка,
В их устах языки изменил, разногласие установил,
Когда речь человечья единой была.
Почему же произошло разделение языков? Почему от почитания единого бога
люди перешли к многобожию? Библейский вариант объяснения тут явно не подходит.
Вспыльчивый Энлиль не возражал против культа только его одного. Напротив,
разноголосицу установил мудрый Энки, опекавший людей, обучавший их и
обеспечивающий изобилие.
Самое простое объяснение (не следует избегать простоты: в поисках
подтекстов можно не понять смысл текста) представляется таким. Обратим внимание
на упоминание Эредуга (Эреду). Этот город находился на правом берегу Евфрата
примерно в ста километрах южнее Лагаша, расположенного на левобережье Тигра.
Богомпокровителем Лагаша был Энлиль, а Эредуга – Энки. Не исключено даже, что
эти имена носили наиболее древние легендарные правители этих городовобщин;
ведь обожествление знаменитых предков – явление обычное, и позже мы еще раз
убедимся в этом на примере Гильгамеша.
Так или иначе, но значительная разобщенность Лагаша и Эредуга,
разделенных прежде всего мощными водными артериями, должна была содействовать
формированию двух наречий единого шумерского языка (если таковой существовал).
Тем более что составлять эти общины могли разные племена. И когда были
установлены тесные экономические (торговые) отношения между этими общинами,
последовало и смешение языков, а также возникла необходимость установить
иерархию боговпокровителей.
Возможна еще одна версия легенды о смешении языков. Дело в том, что в
одном из наиболее содержательных, хотя и не во всем понятном, мифе, посвященном
Энки, этот бог совершает путешествие по Персидскому заливу в дальние страны:
Маган, Дильмун и Мелухху (предполагается, что это соответственно – Сомали,
остров Бахрейн, Индия). Как путешественник и, повидимому, купец Энки должен
был знать разные языки, познакомиться с бытом и нравами разных народов. На его
соплеменников, привыкших к своему ограниченному миру, подобные знания могли
произвести сильнейшее впечатление. Географические открытия, сведения о других
народах и странах приобрели фантастическую форму легенды. Кстати сказать, в
Средневековье сведения о дальних странах, наносимые на географические карты,
назывались легендой. Упомянутый нами миф о путешествии Энки заслуживает более
подробного изложения. Для этой цели мы воспользуемся пересказом мифа, сделанным
американским ученым С.Н. Крамером. После своего морского путешествия Энки
посылает в Ниппур ладьи с богатыми дарами для Энлиля. Ануннаки воздают почести
Энки, «особенно в его качестве бога, который составляет «Me» – божественные
законы, управляющие Вселенной», – пишет Крамер.
Позже Энки занимается предначертанием судеб и установлением порядка в
разных странах и прежде всего в Шумере, обеспечивая колодцы пресной водой,
делая реки полноводными, а почвы плодородными. Обеспечивает плодородие он с
помощью сексуальных обрядов, испусканием семени в лоно юных жриц. Он «называет
по имени», то есть вызывает к жизни, болота и тростниковые заросли, наделяя их
рыбой, а также дождь животворный.
Затем он переходит к удовлетворению культурных нужд людей, предоставляя
им плуг, ярмо, борону; благословляет пахотные земли, злаки и полезные плоды;
заботится о мотыге и форме для производства кирпичей; закладывает фундаменты,
воздвигает дома; строит загоны и стойла, заботится о скоте и его наилучших
качествах; устанавливает межевые камни и проводит границы общинных владений;
обучает женщин прядению и ткачеству, изготовлению одежды. Для надзора за всеми
этими делами он назначает конкретных богов.
На примере шумеров видно, что чем больше становилось городовгосударств,
чем разнообразнее была деятельность людей, тем больше появлялось
боговпокровителей, и отдельных городов, и различных занятий, и конкретных
природных объектов и явлений.
Особая и поныне не решенная окончательно проблема местоположения страны
Дильмун. Шумеры ее называли страной пресветлой и непорочной. Это навело
исследователей на мысль, что речь идет о мифической стране предков, аналоге
земного рая. Однако в отличие от библейского рая, Дильмун – в особенности в
мифе об Энки – наделен реалистическими чертами: богиняпокровительница Дильмуна
(повидимому, центра этого городагосударства) сетует, что здесь нет воды в
каналах, вода в колодцах горькая, а зерна на полях не всходят. Это никак не
вяжется с представлением о райских кущах.
Согласно другой версии, Дильмун – это район Западной Индии.
Привлекательность такой идеи в том, что в долине Инда существовала в те далекие
времена развитая цивилизация, которая имела торговые и культурные связи с
Шумером. Однако эта страна слишком далека от Двуречья, к тому же нет оснований
называть ее островным государством.
Наиболее достоверной считается третья версия, отождествляющая Дильмун с
островом Бахрейн. Здесь действительно со временем в результате вырубки лесов и
осушения болот могли возникнуть те явления, о которых сказано в мифе.
Возможен еще один вариант: в устье Тигра и Евфрата, при их впадении в
Персидский залив, существов
|
|