Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
л остров, который служил «Домом прибрежным, 
пристанью всей страны», как говорится в мифе. Там же сказано: «Дильмун есть 
страна, страна пресветлая. В Шумере пресветлом…», «Меж грандов пресветлых… 
Дильмун есть страна». Вроде бы не было никаких оснований считать очень далекий 
остров Бахрейн пристанью Шумера, а его столицу причислять к шумерским городам. 
В противном случае Персидский залив четырепять тысячелетий назад был бы 
прекрасно освоен шумерскими мореходами, служил бы надежной транспортной 
магистралью, что представляется сомнительным.
      Если Дильмун был островом, примыкающим к Двуречью, то он мог или 
погрузиться ниже уровня моря, или оставаться и ныне островом, но без следов 
древних сооружений. Ведь этот регион сравнительно быстро опускается. Например, 
в Уре, где проводились раскопки, культурный слой превысил 20 метров. Ниже по 
течению погружение могло быть более значительным. Так что археологам здесь 
следует искать следы Дильмуна на глубине 15–25 метров. Речные наносы могли 
совершенно скрыть видимые с поверхности следы человеческой деятельности. 
Возможно, археологам еще посчастливится докопаться до города Дильмун.
      В том же мифе об Энки есть эпизод, заставляющий вспомнить библейское 
предание. Благодаря плодотворной силе Энки, которая проявляется как сексуальная 
активность, рождаются на свет восемь прекрасных трав, которые Энки тут же 
съедает. Разгневанная жена его Нинхурсаг, знающая тайны трав и зелий, прокляла 
мужа и удалилась. Он захворал, и ануннаки горевали, глядя на его мучения и 
медленное умирание, но не имея возможности ему помочь. Выручила лиса – 
хитрейшее из животных. Энлиль обещал ее наградить, если удастся вернуть 
Нинхурсаг.
      
    «И вот лиса почистила шкурку,
    Хвост, волоски свои распушила,
    Румяна на лицо наложила…»
      
      (так в тексте), нашла богиню, которая успела уже успокоиться, и привела 
ее к Энки. Он стал называть пораженные места и органы, а она их исцеляла. Дошла 
очередь до его больного ребра. И тогда для его выздоровления была рождена 
«Нинти – владычица жизниребра». (Согласно библии Ева появляется из ребра 
Адама; возможно, это – отголосок эпизода исцеления Энки.)
      Наконец, надо упомянуть шумерский миф о сотворении мира. В нем Энки 
выступает как богтворец. Следовательно, шумеры придавали особое значение 
разуму как силе творящей, определяющей появление порядка из хаоса, «дающей 
имена» богам, предметам, явлениям. Устав от забот творения, Энки удалился на 
покой:
      А Он в то время, Разума Творитель, великих богов он всех созидатель, Энки 
во глуби тихоструйной Энгуры, в чьи недра никто из богов заглянуть не смеет, Он 
возлежал на своем ложе, он спал, не подымался.
      Однако еще не было на земле людей, а потому ануннаки вынуждены были 
трудиться. У них произошло социальное разделение: старшие верховодили, а 
младшие таскали тяжелые корзины, рыли каналы, насыпали дамбы. «Боги страдали 
тяжко, на жизнь свою роптали». С горькими воплями они обратились к 
Наммупраматери, умоляя разбудить Энки, дабы он создал нечто, заменяющее богов 
в их трудах.
      Энки все силы свои собрал, разум свой всемерно расширил. Энки образ себе 
подобный в сердце своем разумением создал.
      Материалом для этого творения избрал он глину. (Как видим, ц тут прямые 
аналогии с библейским преданием о сотворении человека.) На созданных существ, 
на род человеческий с той поры было возложено бремя труда, от которого 
освободились боги. На радостях боги устроили пир, зажарив жертвенного козленка… 
Дальнейшие события мы изложим в статье, посвященной богине Намму.
      В отличие от значительно более поздней библейской версии шумерский миф 
представляет труд не как проклятье, наложенное Богом за ослушание (вспомним, 
кстати, как был проклят Энки, нарушивший запрет и съевший недозволенные травы, 
плоды). Напротив, труд – необходимость, занятие божеское, хотя людям суждено 
трудиться и за себя, и за своих богов. Мысль вполне обоснованная, разумная, 
предполагающая принесение в жертву богам – и на благо служителям культа – плоды 
своей работы.
      В общем, и в данном случае Энки предстает как демиург, олицетворяющий 
Творящий Разум.
      Хотелось бы особо отметить его роль как богахранителя подземных пресных 
вод. Шумеры первыми осознали, насколько велико значение подземных вод для 
человека. В этом открытии помогла им природа Двуречья. Людям приходилось 
регулировать не только поверхностные, но и грунтовые воды. Для земледелия 
одинаково губительно и слишком высокое, вызывающее засоление, и слишком низкое, 
вызывающее иссушение почв, стояние уровня подземных вод.
      К несчастью своему, обитатели Двуречья, сами того не понимая, разгневали 
бога Энки, вызвав истощение пресных водоносных горизонтов. Но повинны в этом 
были прежде всего племена, обитавшие по окраинам долины, вырубавшие и 
выжигавшие лесные массивы, осушавшие болота. В результате со временем стал 
уменьшаться подземный сток и соответственно возрастать поверхностный. 
Уменьшение питания водоносных горизонтов привело к падению их уровня, иссушению 
почв, образованию пустынь. А усиление поверхностного стока вызвало другую беду 
– мощнейшие наводнения…
      Впрочем, о наводнениях в Двуречье мы поговорим в связи с обожествленным 
героем Гильгамешем.
      
НИНМАХ
      
   
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-