|
ных слов, как то подобает.
Тебя да восславлю!
Далее утверждается, что именно этому богу доверены Сути мироздания. Как
поясняет В.К. Афанасьева: «Сути (ме) – одно из главных мировоззренческих
шумерских понятий. Сутями обладают города, царства и боги, они средоточие
внутренних сил и могущества, воплощены и воплощаются во всем сущем, могут из
дружественных стать враждебными». Дополнительно можно сослаться на В.В.
Емельянова: «Из области седьмого неба Ан спускает в обитаемый мир сущности (ме)
всех форм человеческой культуры, куда входят и профессии, и важнейшие действия
людей, и атрибуты царской власти, и даже некоторые эмоции и черты характера.
Каждый бог, каждый человек должен максимально соответствовать своей сущности… и
тогда он имеет возможность получить хорошую судьбу».
В гимне сказано, что богу Энки определено «Евфрата и Тигра чистые устья
отворить… Тучам тяжелым изобилия воды излить, нивы зеленые напоить». Если это
не преувеличение, вполне допустимое в хвалебном песнопении, то Энки считался
благодетелем людей, регулирующим поступление на поля поверхностных и
атмосферных вод, – залог хорошего урожая. Вообще, он явно благоволит роду
человеческому:
И когда решением возвышенным
человеков бесчисленных
до краев земли расселил ты,
О питьепропитании их печешься,
воистину отец их праведный – ты,
Владыка, как бога защитника величие твое
они славят достойно!
Очень характерный штрих: если Энлиль выступает как могучий и
непредсказуемый в своих действиях, то замыслы Энки можно постичь:
Предсказания священные, что из уст твоих исходят, подхвачены, истолкованы.
Следовательно, Энки олицетворяет упорядоченные, предсказуемые природные
явления, которые человек не только способен понять – хотя бы частично, – но и
использовать по своему разумению.
В письмемолитве шумерского писца это подразумевается:
Богу Энки, вседержателю мира,
Чья мощь несравненна,
Так скажи:
«Княже Созидающий,
Разум Обширный,
Кто вместе с Аном решает судьбы,
Кто ануннакам назначает в долю
Сути благие, ненарушимые,
Познанием могучий
Кто разум дарует
От восхода и до заката солнца,
Владыка знания,
Повелитель Энгуры,
Богвседержитель, меня сотворивший!»
Здесь упоминается Энгура (или Абзу) – подземный океан пресной воды,
чертог бога Энки. Правда, не совсем ясно, как понимали шумеры эти подземные
воды: то ли они пронизывали землю, то ли она покоилась на них. Эти животворные
воды шумеры четко отделяли от горькосоленых морских вод.
Интересно, что просящий обращается не к верховному «богу богов» Энлилю и
не к старейшине Ану, а к рассудительному и доброжелательному Энки. Повидимому,
от Энлиля трудно было ожидать сочувствия по складу его характера, а от Ана –
изза его отстраненности от земных дел.
В одном из сказаний утверждается, что благодаря Энки на земле возникли
разные языки. Вспоминается библейская легенда о вавилонском столпотворении,
когда люди вознамерились достичь небес и Бог вынужден был разъединить их усилия,
наделив разными языками, в результате чего возникло полное взаимонепонимание.
Однако шумерский вариант имеет свои особенности. Он возвращает слушателя
(читателя) к архаичным мифическим временам:
В стародавние времена змей не было,
Скорпионов не было,
Гиен не было, львов не было,
Собак и волков не было,
Страхов и ужасания не было,
В человечестве распри не было…
Короче говоря, в райские времена:
«Вся Вселенная, весь смиренный народ
Восхваляли Энлиля на одном языке».
По какойто причине (в тексте не названной), произошло нечто такое, что
нарушило эту идиллию:
|
|