Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
дин,
    Всех богов отец,
    Словом верным своим
    Для Нингирсу
    И Шары,
    Разграничил землю.
      
      Выходит, что Энлиль (или именем его – властелин Лагаша) решал спорные 
земельные вопросы, возникавшие между городами Гирсу (Нгирсу) и Умма, 
покровителями которых были боги Нингирсу и Шара. А в более поздней надписи 
правителя Гудеи Энлиль выступает повелителем природной стихии – паводка на реке 
Тигр:
      Энлиль на владыку Нингирсу посмотрел благосклонно:
      
    «В нашем граде вседостойное да взойдет в сиянье!
    Ко брегам своим паводок вернулся,
    Паводок ко брегам своим вернулся.
    Пусть искрятся высокие темные воды сверканием трепета благоговейного.
    Воистину паводок Энлиля –
    Тигр, воду сладкую пусть приносит!»
      
      Вне зависимости от главного содержания данной пространной надписи, в этом 
отрывке определенно сказано о том, насколько благосостояние жителей 
городовгосударств Двуречья зависело от изменений русла реки Тигр, а значит, и 
от состояния связанных с этим руслом каналов и паводков.
      Судя по всему, многовековое хозяйничание людей в долине Тигра и Евфрата 
привело к тому, что русла рек, а также проток стали своевольно блуждать по 
равнине. Это явление было связано с эрозией земель, выносом большого количества 
ила, глины, песка. Высокие темные паводковые воды искрятся, как можно 
предположить, от обилия выносимой с песком слюды. Не зная закономерностей 
блужданий речного русла (а они действительно очень сложны и трудно 
предсказуемы), не догадываясь, что это явление связано с преобразующей 
деятельностью людей, автор надписи уповает на милость бога.
      В отличие от египтян жители Двуречья не возвеличивали бога Солнца: он был 
даже не сыном, а внуком Энлиля. Почему так произошло?
      Регулярное механическое движение светила по небосводу плохо вяжется с 
образом живого своевольного божества, волю и замыслы которого невозможно 
предугадать. А земледелие и скотоводство в этом регионе, орошение полей и 
водоснабжение городов и поселков, возможности навигации во многом зависят от 
изменения русел рек и речных проток, от характера наводнений, движения 
воздушных масс, приносящих то дожди, то засухи или пыльные бури. Разливы рек 
могли быть катастрофическими, сметающими все на своем пути – настоящими 
потопами. Но столь же губительной бывала другая крайность – небольшой подъем 
воды в реках, лишающий почву естественного удобрения (ила) и влаги (изза 
понижения уровня грунтовых вод).
      Вновь подчеркнем: люди склонны поклоняться тому, что им неизвестно, что 
превышает возможности их разума и от чего может зависеть их судьба. Вот почему 
прихотливые перемещения воздушных масс и непредсказуемые речные наводнения в 
глазах шумеров являлись проявлениями нрава величайшего (или одного из 
величайших) бога – Энлиля. Тем более что наблюдения за движением Солнца, Луны и 
некоторых планет позволили шумерам заложить основы астрономических знаний, 
составить календарь.
      …Земные стихии с полным основанием вслед за Федором Тютчевым можно 
называть демонами глухонемыми. Примерно так относились к ним и наши далекие 
предки, представители древнейших цивилизаций. Но эти демоны или божества, как 
полагали люди, обладали волей, разумом и своим языком, который недоступен 
непосвященным.
      Шли века, и постепенно накапливались и осмысливались сведения о жизни 
земной природы, о стихийных явлениях. Натуралисты постигли в общих чертах 
«азбуку природы», выяснили целый ряд закономерностей, которым подчиняется 
земной мир. Но до сих пор многое остается непонятного и непредсказуемого. Тем 
более что слишком часто мы сами своими действиями вызываем буйство, гнев земных 
стихий.
      
ЭНКИ (ЭЙЯ)
      
      В отличие от своего старшего брата Энлиля, Энки олицетворял прежде всего 
миропорядок, мудрость и справедливость, разумное начало. У него есть 
знаменательное отличие едва ли не от всех богов самых разных народов мира: он 
владычествует над подземными пресными водами.
      Ему посвящалось много гимнов; его считали защитником людей, определяющим 
их судьбы, помощником и учителем во всех трудовых начинаниях, хранителем 
магических заклинаний. Вот как чествовали его:
      
    Энки, Разум Обширный, ануннаков
    предводитель могучий.
    Ясномудрый, заклятий творитель.
    Ясномудрый Слова даритель, планов провидец.
    В решеньях судебных от восхода солнца
    и до заката мудрых советов податель.
    Энки, владыка всех исти
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-