|
ТОТ
От большинства богов он отличается тем, что наименее противоречив. Он –
бог мудрости, счета и письма, магии и чародейства, а также в некоторых
воплощениях – бог Луны, «серебряного Атона».
Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой
папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных
слов» или «слов власти». Вера в силу слова, как мы знаем, у египтян была
чрезвычайно велика. В одном из текстов повествуется в книге, написанной самим
Тотом и содержащей две словесные формулы. «Первая зачарует (заколдует) небеса,
землю, подземный мир, море и горы; с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов,
рыб, ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность. Вторая даст
возможность человеку и в могиле обрести тот облик, который он имел на земле»
(воскресит умершего).
Как видим, надежда на всемогущие формулы была характерна еще в очень
давние времена, и в нашу эпоху она возродилась как вера во всемогущество
научных формул. Правда, древние придавали огромное значение именно
божественному Слову, тогда как теперь слово обесценивается с каждым
десятилетием.
«Так как он был властелином книг и владыкой речи, – писал У. Бадж, –
считалось, что он владеет всеми знаниями – человеческими и божественными. При
сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю невидимой и
неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник мир»., Являясь
олицетворением знания, он сумел защитить Осириса и Гора, поведав Исиде «слова
власти», магические заклинания, благодаря которым она смогла воскресить Осириса
и обеспечить победу Гора над Сетом. Кстати, важно было не только знать «слова
власти», но и произносить их без запинки, определенным образом. И всему этому
Тот обучил Исиду.
В Книге Мертвых Тот, обращаясь к Осирису, произносит:
«Я – Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благополучного
завершения то, что он делает, могущественный обладатель «слов власти»,
пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин законов, покоритель двух земель…»
Нередко его называли «владыкой бедуинов», «владыкой чужеземных стран».
Почему? Об этом остается только догадываться. Возможно, какието важные знания
жители долины Нила почерпнули у обитателей окрестных земель еще в те времена,
когда на месте Сахары преобладали саванны, то есть более пяти тысячелетий назад.
Священными животными Тота были павиан и ибис. На изображениях Тот нередко
держал пальмовую ветвь – символ его власти над временем. Считалось, что он
выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил отмечать дни рождения и
смерти, а также вести летописи.
Очень важное место отводилось Тоту в погребальном культе. В Книге Мертвых
сказано, что умерший попадает туда, где есть только «глубь неизмеримая, что
темнее самой темной ночи, и люди блуждают в ней без помощи». Умерший обращается
к богу Тоту с просьбой: «Пусть положение духа будет дано мне вместо воды,
воздуха, удовлетворения страстных любовных желаний и да будет мне спокойствие
сердца вместо лепешек и пива». Показательно, что египтяне так высоко ценили
именно «спокойствие сердца», а не те материальные блага, на которые стали так
падки представители современной технической цивилизации.
Умерший, после череды испытаний и магических слов, предстает перед Тотом
и просит заступиться за его новопреставленную душу перед богом. «Каким
пребываешь ты здесь?» – спрашивает Тот. «Я очистился от зла, защищен от
гибельных дел тех, кто живет в днях своих. Я не принадлежу к ним», – отвечает
умерший.
Астрономические наблюдения, чтение и письмо, арифметические вычисления,
знание календарных дат – все эти премудрости египетские жрецы держали в тайне
от непосвященных. Заклинания были для них порой способом воздействия на
сознание (и подсознание) людей. Но не менее часто ритуалы и заклинания служили
прикрытием для использования положительных знаний: медицинских, астрономических,
естественнонаучных.
Тот почитался как покровитель не только жрецов и магов, но и
представителей всех интеллектуальных профессий. В период упадка египетской
культуры на первый план вышли оккультные «знания», связанные с магическими
заклинаниями, астрологией и алхимией. В античное время функции Тота унаследовал
греческий бог Гермес. А в мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело
к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого
было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков, астрологов.
Женой Тота была богиня истины и порядка Маат. Надо подчеркнуть, что культ
Тота показывает, какое большое значение придавали египтяне духовной культуре,
знаниям, интеллекту. Не в этом ли был залог великих достижений египетской
культуры, проникнутой светлым мировоззрением, несмотря на культ мертвых (или –
благодаря ему?).
Есть еще один аспект представлений египтян о боге мудрости. Ведь он
олицетворял два очень разных вида знания: рациональное, которое можно
сопоставить с наукой и техникой, и мистическое, отчасти связанное с тем, что мы
называем интуицией, проявлением подсознания. В первом случае речь идет о
подлинном знании, а во втором – о стремлении преодолеть незнание, в чем
призвана помочь религия.
«Однако не сумма знан
|
|