|
бно двум другим ее образам) почиталась в виде
женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей…
Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.
В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого
люди замыслили недоброе (на этот миф мы уже ссылались, говоря о Нуне и Ра),
боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя
замышляющих злое… и да сойдет оно в образе Хатор».
И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога
этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».
Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца
моего».
Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем
отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой
слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само
звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра
о себе, становится качеством и именем богини: ХаторСехмет.
Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась
убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась
жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди»
(охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в
пиво, и оно стало подобным крови.
Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. Посмотрел на них его величество
Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».
Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».
Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах
ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.
И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)…
Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там.
И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала
людей.
И сказал Ра богине этой:
«Иди в мире, о богиня могучая».
Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что
богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала
узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или
богами, но и с людьми.
Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чемто постыдным. Ведь
пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с
действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о
своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.
Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится – в
аллегорической форме – о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах
вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии,
Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где
наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о
всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).
Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где
распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке
относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические,
наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются
залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с
красной водой, может идти речь?
Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила –
основного водного потока – расположена в зоне широкого распространения
красноземов. Пятьшесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и
полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн – леса.
Охотники, а затем скотоводыкочевники и первые земледельцы стали активно
выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В
результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы
размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от
его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.
Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю
историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что
легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных
наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления
случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли
свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре
привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже
«красные разливы» Нила остались только в преданиях.
Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когдато
катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то
нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в
покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и
дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не
только на Руси веселье было связано и с питием).
Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и
одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент,
изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет,
приносящий удачу.
В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние
греки – с Афродитой.
|
|