Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
 но все они совершенно подобны людям, включая 
волшебницу Исиду.
      Центром повествования является судебный процесс между неуклюжим, 
мужиковатым парнем Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным ребенком 
Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный процесс ведется, 
разумеется, изза наследия Осириса – царской власти, которую Гор и Исида 
требуют по закону, а Сет – по праву сильного… Рассказ начинается с решения суда,
 и оно же в конце концов счастливо завершает историю спора коронацией Гора в 
качестве царя Египта. Характерная черта концовки – появление Сета, 
примирившегося со своей судьбой… Поскольку решение окончательное, он охотно ему 
подчиняется, и его назначают к Ра… чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, 
грозным бойцом в солнечной ладье».
      Показательно, что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в 
которую вовлекаются многие боги. Поэтому Антее назвал этот рассказ пародией на 
медлительные судебные процессы и волокиту. Один из мелких божков (из числа 
судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока 
приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его 
рассмеяться. Подобные события затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет 
Сета, и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида. 
Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но 
Исида хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком, для 
чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета, но 
тотчас раскаивается, жалея брата, и вылечивает его. За это Гор обезглавливает 
мать. Сет его одолевает и вырывает Око. Исида на этот раз помогает сыну (словно 
он и не отрубал ей голову). Следующее соревнование – на ладьях – с помощью 
Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение зависит, как выясняется, не от 
всех этих испытаний, а от мнения Осириса, который свидетельствует в пользу 
своего сына Гора.
      По мнению этнографа С.А. Токарева: «В этом мифе отражается не только 
известное явление природы – борьба злых сил пустыни с плодородием долины, – но 
и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата (семейное 
начало против родового)». Как видим, эти версии не столько отрицают, сколько 
дополняют то объяснение, которое было предложено Антесом. Ведь даже если данный 
миф – преимущественно литературное, а отчасти сатирическое произведение, в нем 
могли проявляться самые разные темы. Одна из них, наиболее древняя, связана с 
разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства.
      Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола». 
Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта (где преобладают 
пустыни), а Гор – Нижнего. В период Древнего царства Сет вовсе не был 
воплощением зла и коварства. Его наделяли доблестью и силой, ибо ему 
приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной 
ладье, Сет поражал гарпуном этого врага.
      Главными священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение 
для богов»), а также антилопа, жираф.
      При нашествии гиксосов Сет приобрел черты отрицательного персонажа, 
чуждого нильской долине. Его имя было связано с титулами фараонов XIX династии 
и означало «могучий». Постепенно Сет приобретал все более отчетливые черты 
злого и коварного бога. Дошло до того, что теперь его порой отождествляли с 
Апопом!
      Подобные «перевертыши» достаточно характерны для духовной культуры. 
Считается, что и те животные, которые первоначально почитались как священные 
(отголоски тотемических верований) и мясо которых по этой причине запрещалось к 
употреблению, впоследствии превращались в «грязных», «нечистых», не угодных 
богам (возможно, в борьбе с архаичными религиозными пережитками).
      Как видим, первоначально боги представлялись подобными людям, им были 
присущи противоречивые черты, что естественно для живых персонажей, а не 
символов. Со временем, однако, происходило отдаление образов богов от людей (а 
также, добавим, и природных стихий). Теперь боги стали жить своей особенной 
жизнью, а противоречивые предания о них потребовали определенной 
упорядоченности. В результате образ Сета, в частности, превратился в 
олицетворение зла, приближаясь к образу библейского Сатаны.
      В этом смысле сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего 
опустынивания территорий, прилегающих к долине Нила. Это продолжалось около 
десяти тысячелетий в связи с деятельностью человека (прежде всего – выжиганием 
и вырубанием растительности). Творя пустыни, человек одновременно творил и 
образ злого и жестокого божества, которое воплощало не столько природные, 
сколько человеческие черты.
      
ХАТОР (ХАТХОР)
      
      Эта богиня, подобно большинству богов Египта, многолика. В далекой 
древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой 
коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о 
небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как 
свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она 
почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она 
отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с 
Сехмет – богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком 
случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное 
триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).
      Чаще всего Хатор (под
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-