|
то магическая сила амулетов слишком часто не
оправдывает ожидания живых: никого не удавалось омолодить, предохранить от
болезней или несчастий, оградить от смерти. И хотя магические манипуляции
совершались не только во имя умерших, но и живых, а талисманы и амулеты были в
ходу, для нормального человека оставалась в силе мудрая заповедь: на Бога
надейся, да сам не плошай!
СЕТ
Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит
темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету (Сетху, Сутеху).
Правда, существуют еще космические мрачные силы, например змей Апоп. Но они
могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен человеческими
отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистливостью,
и предстает чаще всего в человеческом обличье.
Хотя и в этом случае не обошлось без серьезных противоречий и логических
несуразностей и Сету порой придавались положительные черты, чаще всего он
выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный бог
пустыни, враждебных «чужих стран».
По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим
ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Четвертый ребенок – Нефтида –
по некоторым мифам, была его женой. По праву своего рождения Сет мог
претендовать на царскую власть, но только после смерти старшего брата. Жажда
власти подвигла Сета на преступление – убийство Осириса. По одной из версий,
жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса (бога бальзамирования и
покровителя умерших). В таком случае можно предполагать и мотив ревности Сета к
Осирису.
Для такого предположения есть основания. В одной из наиболее
замечательных легенд Древнего Египта – «О двух братьях» действие
разворачивается и на земле, среди людей, и в мире богов. Главные герои имеют
имена богов: Анупу (Анубис) и Бата – пастух, в последствии принимающий облик
быка (хотя поначалу его уподобляют быку по силе и выносливости). Коварная жена
Анупу после неудачной попытки соблазнить Бату клевещет на него, и старший брат
в порыве ревности едва не убивает младшего брата…
Эту историю мы привели еще и потому, что на ее примере хорошо видно, как
видоизменяются мифы и легенды, какими непростыми связями они могут
переплетаться между собой. Тем более что существуют «типовые», так называемые
бродячие сюжеты, переходящие из века в век, из страны в страну. Один из них и
связан с той борьбой за трон, которая образует центральное ядро истории Сета и
Осириса.
Ничего не подозревавшего Осириса Сет поймал в западню (заманил в
расписной ящик). Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить, обернувшись
змеей. Однако ребенок вырос и бросил вызов убийце отца, занимавшего египетский
трон не по праву. В яростной схватке Сет сумел вырвать у Гора Око.
Тут опять требуются отступление и пояснение. В данном случае Око написано
с заглавной буквы, потому что оно не просто глаз природный, но и волшебный,
божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце (а вторым Оком – Луну). Однако
мистическое значение Ока Гора помогает понять амулет с таким названием. Его
носили живые (но клали и мертвецам). Таким образом человек приобретал
благосклонность небес и прежде всего божественного Солнца, дарующего силу,
бодрость, здоровье, безопасность.
По мнению Р. Антеса, Око было тождественно змею Урею, изображение
которого прикреплялось к лицевой части короны царя или на лбу к головному
платку. Этот символ царской власти был магическим талисманом, охраняющим
фараона и обеспечивающим спокойствие и порядок в подвластных ему землях. В
таком случае тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет, следует
толковать как время хаоса и смуты в стране («смутное время»). С другой стороны,
возвышение Сета можно интерпретировать и как аллегорию победоносного вторжения
чужеземцев со стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила.
Однако в любом случае не приходится полностью полагаться на рациональное,
предельно логичное объяснение мифологических событий. Они могли подразумевать
не только земные, но и небесные явления. В некоторых случаях Оком Гора
называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона означало, что это Око похищено
Сетом… А впрочем, слишком часто отдельные мифы о тех или иных богах (героях) не
связаны между собой единством сюжета и действующих лиц, их помыслов и
характеров. Это – не фрагменты некоего грандиозного произведения, а отдельные
повествования, в которых проявляется авторская индивидуальность и отражаются –
порой в причудливой поэтической или фантастической форме – текущие события тех
далеких веков. Нередко исследователь, по правилам научного анализа, вводит
порядок, стройность и законченность в разрозненные мифы, которые в совокупности
не обладают такими качествами.
Тем не менее в тех случаях, когда речь идет о завершенном произведении,
их анализ дает интересные результаты. Сошлемся на Р. Антеса. Он полагал, что
многие мифы и легенды относились к разряду развлекательных сочинений. «Наиболее
изощренный и пространный образец такого рода литературы, – писал он, – история
борьбы Гора и Сета за право царствования в Египте. Она значительно расширяет
наши знания мифологических деталей, поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на
которые в других источниках мы встречаем только намеки. Более того, она
проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования. Все
действующие лица этой истории – божественные существа, как этого и следует
ожидать в египетском тексте
|
|