Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
куса змей: считалось, что надпись со словами Исиды 
может спасти жизнь укушенному змеей, точно так же, как ее слова спасли жизнь 
Ра».
      Кроме того, в мифе утверждается особое положение Исиды среди прочих богов.
 Она не только владеет магией, но и сумела хитростью выведать заветное имя Ра, 
а потому может подчинять его своей воле. Не исключено, что миф был сочинен 
жрицами Исиды для того, чтобы возвеличить свою богиню, а заодно показать 
мужчинам, на что способна женщиначаровница. Характерен эпизод со слюной Ра. По 
древнейшим поверьям разных племен и народов, магическое воздействие на человека 
усиливается, если обладаешь какойлибо его частицей (обрезки ногтей, волосы, 
слюна).
      Усматриваются в мифе и космогонические мотивы. Торжественный выход Солнца 
и подъем его на небосвод внезапно прерываются; божественный Ра стал быстро 
угасать. В этом логично предположить аллегорическое описание солнечного 
затмения. В других преданиях это явление объясняется тем, что на Ра 
набрасывается змей Апоп и заглатывает светило, хотя и не может долго удерживать 
его.
      Происки Исиды направлены на то, чтобы узнать настоящее имя Ра. Такова 
была в древности вера в магию имени, слова. Вместе с египтянами ее разделяли 
другие народы. Так, в Библии Бог творит мир словом, а в Евангелии от Иоанна 
Слово обожествляется.
      Странным образом бог богов оказывается не всесильным и поддается не 
только магии, но и тривиальному отравлению. А то, что восход Солнца 
уподобляется торжественному выходу фараона, придает рассказу ироничный оттенок. 
Вообще, текст насыщен такими реалистичными деталями, что Ра предстает 
действительно в образе престарелого фараона, который боится умереть от укуса 
змеи и готов на все, чтобы спасти свою жизнь.
      Образ Исиды и в этом, и в других мифах тоже частенько напоминает обычную 
женщину. Так, в одном случае она плачет и горько сетует на то, что она более 
одинока и несчастна, чем все люди в Египте, сравнивая себя со стариком, который 
отказывается смотреть на прекрасных женщин и посещать их дома. Сказано это в 
связи с тем, что хозяйка одного из домов отказалась приютить Исиду, за что сын 
хозяйки был ужален скорпионом. Исида спасла его, творя заклинания: «Оживи, дитя,
 умри, яд! Пока Солнце живо, яд мертв».
      В другом мифе Исида впадает в отчаяние при виде сына Гора, который 
находился на пороге смерти (тогда она скрывалась с ним от Сета). У младенца на 
губах была пена, тело окоченело, сердце остановилось. Исида закричала от ужаса, 
и к ней сбежались жите– ли тростниковых топей (дело происходило в болотистой 
дельте Нила). Оказалось, что дитя был ужален скорпионом.
      Исида воззвала к небесам, обратив свой голос к ладье Миллионов Лет, на 
которой плыл по небесам Ра. Солнце остановилось. С него спустился бог мудрости 
и магии Тот, который оживил Гора. Таким образом, в наиболее ранних версиях 
Исида еще не обладала ни магическими способностями, ни, тем более, властью над 
богом богов. Правда, по ее просьбе остановилась небесная ладья. Но это можно 
считать поэтическим образом (примерно таким, как «свет солнца померк в моих 
глазах», «казалось, что время остановилось»).
      Как мы уже говорили, популярность магии в египетском обществе 
сопровождалась широким распространением культа Исиды. Почти на всех магических 
предметах – амулетах – ставилось ее имя. Даже на особенно чтимых амулетах, 
изображающих скарабея и связанных с представлениями о движении Солнца, 
источника жизни, в нижней части вырезался образ Исиды или ставился 
соответствующий иероглиф.
      Амулет «Пряжка» (Исиды), который изготавливался из сердолика, красной 
яшмы или других материалов красного цвета или покрытых позолотой, пристегивался 
к шее умершего, чтобы обеспечить ему воскрешение и благополучие в мире ином. 
Произносимое при этом заклинание (приведенное в Книге Мертвых) гласило: «Кровь 
Исиды, сила Исиды и «слова власти» Исиды своим могуществом защитят это великое 
и божественное существо и охранят его от того, кто захочет совершить с ним то, 
что рождено ненавистью».
      Подобных амулетов, предназначенных для разных целей, было более двух 
десятков. Почти все они должны были сопровождать умершего. Например, амулет 
«Коршун» (золотая птица с раскинутыми крыльями, держащая в когтях символ жизни 
– крестообразный, с кольцом вверху) призывал силу Исиды на защиту умершему и 
клался ему на шею в день погребения. Соответствующий текст: «Приближается Исида 
и парит над городом, и ищет тайное убежище Гора, когда он выходит из 
тростниковых топей, и она исцеляет его раненое плечо. Его взяли в ладью 
Вечности, и верховная власть над миром была дана ему. Он достойно воевал, и 
деяния его останутся в памяти, страх и благоговение будет внушать имя его. Его 
мать, могущественная госпожа, охраняет его, ему отдала она свою силу». 
Повидимому, так провожали в последний путь погибшего в битве или умершего от 
ран. Здесь упоминаются эпизоды воспитания Гора Исидой и ее помощи сыну во время 
битвы с Сетом.
      Возникает вопрос: почему египтяне так щедро одаривали магическими 
предметами умерших? Не лучше ли было с таким же рвением позаботиться о 
благосостоянии и безопасности живых? Например, амулет «Папирусный скипетр», 
изготавливаемый из камней светлозеленого или голубого цвета, должен был 
привлечь силы Исиды для возвращения умершему молодости (пожалуй, он 
предназначался для пожилых). Не разумнее ли было воспользоваться этой 
магической силой для омоложения живого человека?
      Судя по всему, неглупые египтяне и, тем более, хитроумные жрецы и жрицы 
отдавали себе отчет в том, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-