Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
льных людей древние охотники избегали изображать, 
то этот запрет распространялся на животных, а также, повидимому, и на 
фантастические существа или условносимволические образы мужчин и женщин. Из 
них определенно выделяются два: человекозвери и женщины с пышными формами.
      
ВЕЛИКИЙ БОГ ОХОТЫ
      
      Имя этого божества нам неизвестно. Точнее сказать – у него сотни, тысячи 
имен. Такие боги, обожествленные предки или животные, с незапамятных времен 
были у различных охотничьих племен в разных частях земного шара.
      Конечно, ни о каком едином великом боге не может быть речи. Каждое племя 
или род вырабатывали представление о своем более или менее индивидуальном 
божестве или духе. Вера в них характерна для коренных народов во всех частях 
света. Но во всех случаях было нечто общее, позволяющее говорить о великом боге 
охоте как выразителе чувств, мыслей, верований, обычаев охотников разных времен 
и народов.
      За основу мы возьмем древнейшее изображение фантастического существа, 
определенно имеющего отношение если не к охотничьей магии, то во всяком случае 
к духовному миру первобытных охотников.
      Во Франции есть знаменитая пещера ЛеТруаФрер (Три Брата – названная в 
честь открывших ее трех сыновей графа Бешуана). В ней сохранились загадочные 
изображения «зверолюдей» и химерических животных. Из них выделяется один образ, 
получивший названия «Колдун», «Шаман», «Владыка зверей».
      В нем соединены черты человека и нескольких животных. У него рога и уши 
оленя, совиные глаза и клюв, медвежьи передние лапы, лошадиный хвост и 
человеческие ноги, а также орган, отличающий мужчину, хотя и находящийся не 
совсем на своем месте.
      Нет никакого сомнения, что талантливый первобытный художник со знанием 
дела отразил характерные особенности человека и животных, стремясь выразить 
определенную идею. Странное соединение черт, не встречающееся в природе, 
безусловно рождено силой воображения и какимито мыслями и эмоциями.
      Очень показательно уже то, что перед нами образ «комплексный» и не 
имеющий аналогов в природе. Его создатель выразил нечто свое собственное как 
свободный (отчасти, конечно) творец, находящийся в некотором роде вне или даже 
над природой. Он словно пожелал показать, что человеку свойственны черты самых 
разных обитателей Земли.
      «Все это вместе, – по словам американского ученого и писателя Тома Придо,
 – создает существо, источающее жизненную энергию, волшебный сплав звериных и 
человеческих сил».
      Такого ли воздействия на зрителей добивался художник? Или он просто шутил,
 подтрунивая над какимто охотником? Или изобразил монстра, чтобы запугать 
соплеменников? Или это – детская страшилка из сказки? Или – наркотическое 
видение, возникшее во время шаманских камланий?
      Такие предположения имеют право на существование, но выглядят надуманными.
 Они не учитывают главное: данный художественный образ уникален по 
выразительности, мастерству, смысловой глубине, фантастичности. Он должен 
воплощать какуюто значительную, великую идею.
      Есть в той же пещере еще одно изображение подобного типа – так называемая 
«сцена с колдуном»: бегущий и, похоже, раненый олень, молодой бизон (впрочем, 
похожий и на крупного козла), а за ними – бизон с рогами и хвостом, но стоящий 
на человеческих ногах. Смысл этой композиции неясен. Предположение, что показан 
колдун в маске или охотник, замаскированный под зверя, вряд ли убедительно: 
слишком уж велик бизон, чтобы человек смог надеть на себя часть его шкуры с 
головой, да еще и притвориться бизоном. То, что можно показать на рисунке, не 
всегда осуществимо в реальности.
      Сказки о превращениях людей в животных, и наоборот, очень распространены 
едва ли не у всех народов Земли. Каждый из нас слышал и читал их в детстве. 
Животные в сказках наделяются человеческими чертами. В мифах древних народов 
нередко присутствуют звероподобные люди или человекоподобные звери. Поэтому не 
исключено, или даже вполне вероятно, что в пещере Трех Братьев запечатлен 
персонаж древней волшебной сказки.
      Надо только иметь в виду, что понятие волшебной сказки появилось и 
укоренилось сравнительно недавно. В древности люди относились к волшебству с 
доверием. Они еще не знали четких пределов законов природы, а сновидения 
толковали как перемещения души в другие миры. Нередко то, что мы склонны 
считать волшебной сказкой, некогда было мифом – преданием, выражавшим жизненный 
опыт племени, его отношение к миру.
      Итак, есть основания считать фантастические образы пещеры Трех Братьев 
мифологическими персонажами, которых обожествляли охотники. Эти персонажи 
показывают замечательные качества и возможности великого охотника, способного 
справиться с любым зверем.
      Как художественное и философское обобщение такой образ был вполне 
оправдан и правдив. Охотники каменного века действительно справлялись с любыми 
животнымигигантами: мамонтом, шерстистым носорогом, диким быком, огромным 
пещерным медведем, львом. Конечно, в большинстве случаев охота была 
коллективной. В мифах присутствовали образы обобщенные, героические, 
обожествленные.
      В мифах легендарный предок умел превращаться в зверей, птиц и других 
животных, приобретая их качества. В то же время он оставался человеком. Так 
считали охотникитуземцы Африки, Сибири, ЮгоВосточной Азии, Австралии, Южной 
Америки. Отличия были непри
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-