Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - 100 великих богов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
письме…
    Он сокровенен, чтобы была постигнута его сила.
    Он велик, чтобы быть проповеданным,
    Он могуч, чтобы быть познанным.
      
      Можно было бы привести сходные идеи древнеиндийской «Ригведы». Люди, 
размышляя о мире и о себе, невольно приходили к одним и тем же чувствам, 
образам, представлениям. Такое духовное единство заставляет предполагать нечто 
надчеловеческое, малым отражением чего мы являемся, а потому с гордостью можем 
повторить вслед за Державиным:
      
    Я связь миров повсюду сущих,
    Я крайня степень вещества,
    Я средоточие живущих,
    Черта начальна Божества;
    Я телом в прахе истлеваю,
    Умом громам повелеваю,
    Я царь – я раб – я червь – я Бог!
      
      Ничто божественное нам не чуждо. Поэтому знакомство с богами прошлых эпох 
помогает нам проникнуть в глубины духовной жизни не только людей древности, но 
и современников, самих себя. Ведь в умственном отношении, если не считать 
достижений науки и техники (которых мы так и не успеваем толком осознать), мы 
недалеко ушли от своих предков, а если и ушли, то неизвестно в какую сторону.
      
ПЕРВЫЕ БОГИ
      
      Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые 
боги – все это остается тайной. Вряд ли ее когдалибо удастся раскрыть. Мнений 
на этот счет высказано немало, но ни одно из них мы не можем считать бесспорным,
 надежно обоснованным.
      Факты, добытые археологами, историками, исследователями древнейшего 
искусства и этнографами, позволяют сделать некоторые обобщения, касающиеся 
образа жизни, занятий, быта, а отчасти знаний и верований людей, которых мы 
считаем первобытными. Это были охотники, рыболовы, собиратели – представители 
так называемого Homo sapiens, кроманьонского человека (к этому виду или подвиду 
относимся и мы).
      Они распространились на земном шаре около 40 тысячелетий назад, со 
временем освоили все обитаемые материки. Судя по сохранившимся с тех пор 
орудиям труда, произведениям искусства, интеллектуально и психически эти люди 
существенно не отличались от нас, а в чемто, пожалуй, превосходили.
      Прежде кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид) человека 
разумного – неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом остается 
неясным: слишком скудны факты, допускающие разные толкования. Неандертальцы 
жили разрозненными группами. Есть сведения, что они хоронили умерших, а значит, 
чтили умерших, осыпали могилы цветами. У них имелись какието примитивные формы 
натуралистического, предметного искусства (подобие современным разновидностям 
попарта, изготовления муляжей). Нет веских оснований считать, что они 
выработали представления о высших существах.
      Первые свидетельства такого рода появляются в эпоху кроманьонцев: 
наскальные рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости, дерева. Это – 
изображения фантастических существ или стилизованные женские фигурки. 
Большинство исследователей склоняется к мнению, что эти произведения архаичного 
искусства отражают представления людей об окружающем мире и своем месте в нем.
      Если бы все ограничивалось только подобными «немыми» артефактами, то 
смысл их оставался бы неясен. Однако по материалам изучения племен первобытной 
культуры известно, что у них существовали представления о великих богах, а чаще 
– обожествленных предках, животных (реже – растениях, камнях), о неких 
человекобогах или богозверолюдях.
      Характерная черта искусства кроманьонских охотников: великолепные 
реалистические изображения крупных млекопитающих, которые служили объектом 
охоты. А вот люди почти всегда показаны схематично или искаженно. Почему? Вряд 
ли дело только в узкой специализации художников. Что мешало им рисовать 
портреты, хотя бы в профиль, верно отражающие оригинал?
      Наиболее правдоподобный ответ: мешала вера в магическую силу изображения 
тех или иных объектов. Подобное суеверие характерно для многих племен архаичной 
культуры, с которыми сталкивались европейцы.
      Курьезный случай, подтверждающий это, произошел с Н. Н. МиклухоМаклаем. 
Его слуга, туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата, позволяющего 
получать копии людей, категорически запретил себя фотографировать. 
МиклухоМаклай обещал учесть это желание. Однажды, когда слуга спал, ученый 
решил сделать его фотопортрет, но в последний момент отказался от своего 
намерения.
      Он поступил честно. А делая снимок, рисковал жизнью человека. Ведь 
туземец мог проснуться во время съемки, ужаснуться и решить, что белый человек 
обрел власть над его душой. Образ человека, как считали представители архаичной 
культуры, обладает мистической сопричастностью с живым человеком (или животным).
 Такое суеверие могло бы довести туземца до тяжелой болезни, депрессии, а то и 
могилы (подобные случаи бывали). Действенность магии определяется степенью веры 
в нее.
      Но если конкретных ре
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-