|
гом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он
обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть,
как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы,
удобряющие поля плодородным илом.
О том, что Нил и его ил – залог устойчивости жизни в нильской долине (а
также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не
испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об
этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся
ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Орошающий поля, сотворенный Ра,
Чтобы всех животных оживить.
Наполняющий пустыню, чуждую воде.
Роса его спускается с небес…
Если медлит он, дыханье прерывается
И люди все беднеют.
Если гневен он, беда по всей стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он – и ликует земля,
И все живое в радости.
Спина каждого сотрясается от смеха,
Зуб каждый усиленно жует.
Приносящий хлеба, обильный пищей,
Творящий все прекрасное.
Наполняющий амбары, расширяющий закром,
Заботящийся и о бедняках.
Производящий деревья по желанию любому,
И нет недостатка в них.
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя как царя.
Постоянный в обычаях,
Выходящий перед югом и севером.
Свет, выходящий из мрака!
Жир для скота его!
Сила это, творящая все,
И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим
творением природы (кстати, река эта – самая протяженная в мире). За некоторыми
поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение
«если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с
мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким
подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.
Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с
животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство
в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется
обильное питание.
Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей
вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными
массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства
леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь.
И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения
Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона,
который ныне является величайшей пустыней мира.
ИСИДА
В античное время эту богиню, популярную не только в Египте, но также в
Греции и Риме, называли «та, у которой тысяча имен». Действительно, она
считалась богиней материнства, плодородия, семьи, воды и ветра, магии,
мореплавания… Культ ее распространился далеко за пределы Египта.
Слово «исида» («исет») в переводе означает «престол», «трон». Повидимому,
богиня с таким именем была связана с царским достоинством, властью; причем ее
власть простиралась не только на людей, но и на богов. Этим она отличалась от
своей младшей сестры Нефтис (Нефтиды, Небетхет), которая была «владычицей дома»,
покровительницей домашнего очага, домохозяйства; в ряде мифов она выступает
как жена Сета, но чаще – как помощница Исиды.
Исида владела магическим искусством, а потому ее знания и чары должны
были служить надежной защитой для тех, кому она покровительствует В почитании
Исиды проявлялась растущая вера в необычайные возможности магии; ее активно
насаждали жрицы и колдуньи (тем более что они могли обладать и немалыми
медицинскими знаниями, приемами исцеления, которым придавался мистический
характер).
В этой связи представляет интерес так называемый «Туринский папирус»,
которому более трех тысячелетий. В нем приведена магическая формула
(заклинание) против отравления ядом змей, а Исиде приписывается могущество,
дающее власть даже над сами
|
|