|
зь, и он становится братом разложению, которое
приходит к нему. И он превращается во множество червей, и он становится
множеством червей, и конец приходит ему…»
Как видим, полнейший натурализм в описании уродливого лика смерти призван
разжалобить Осириса, воззвать к его эстетическому чувству (что характеризует и
самих египтян). Человек стремится уподобиться нетленному богу: «Слава тебе, о
мой божественный отец Осирис, ты живешь со своими членами (намек на
первоначальное расчленение Осириса. – Р.Б.). Ты не разлагаешься, ты не
становишься червями, ты не слабеешь, ты не начинаешь разлагаться, ты не гниешь,
и ты не превращаешься в червей».
Можно предположить, что некогда на египтян произвело сильное впечатление
посмертное разложение человеческого тела, которое воспринималось как
превращение человека в скопище червей. Чтобы воспрепятствовать этому, люди
попытались избавиться от тела, расчленив и спалив его в огне. Но затем какойто
искусник изобрел метод бальзамирования (не исключено, что этого человека звали
Осирисом). И в дальнейшем, производя эту процедуру, специалисты призывали себе
на помощь дух Осириса, его умение. Такая версия подтверждается отрывком из
Книги Мертвых («Глава о том, как не допустить отсечения головы человека в
подземном мире»): «Я – Великий, сын Великого. Я – Огонь, сын Огня, кому дана
была его голова после ее отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да
не будет голова умершего отнята от него. Я восстановил себя, я сделал себя
цельным и полным, я возродил свою молодость. Я – Осирис, владыка вечности».
Более четырех тысячелетий в Египте сохранялся не только культ Осириса, но
и метод мумификации тел в подражание Осирису. Так проявлялась борьба человека
со смертью и тлением и надежда на жизнь после жизни.
По мнению У. Баджа, «главной причиной того, что культ Осириса продолжал
существовать в Египте вопреки всему, было, вероятно, то, что он обещал своим
последователям воскресение и вечную жизнь. Даже после принятия египтянами
христианства они продолжали мумифицировать умерших и на протяжении долгого
времени совмещали атрибуты своего Бога и «богов» с атрибутами Бога Всемогущего
и Христа. По собственной воле они никогда бы не отступили от веры в то, что
тело должно быть мумифицировано, хотя умершему и гарантирована вечная жизнь»
Для христиан забота о тленном теле отступает на второй план и сохраняется
лишь как память о сравнительно недолгом пребывании в этом материальном мире.
Несравненно важней – забота о состоянии души, ибо на Страшном Суде спросится
именно это. Господство духовного над материальным обеспечило популярность и
расцвет христианской цивилизации. То же относится и к исламу. Так что усиленные
заботы о сохранении мертвых тел стали выглядеть нелепым архаизмом,
предрассудком.
«Причины мумификации постепенно забылись, – писал У. Бадж, – искусство
умерло, погребальные обряды, сократились, молитвы стали мертвой буквой, и
обычай изготовления мумий вышел из употребления. Вместе с искусством
мумифицирования умерли культ и вера в Осириса, который из бога мертвых стал
мертвым богом. Для христиан Египта его место занял Христос. В Осирисе
египетские христиане нашли прототип Христа; в изображениях и статуях Исиды,
кормящей своего сына Хора, они распознавали прототип Девы Марии и ее Младенца.
Нигде в мире христианство не нашло людей, чье сознание было столь хорошо
подготовлено к восприятию его учения, как в Египте».
ХАПИ
Имя бога Нила – Хапи – обычно не входит в пантеон великих богов Египта.
Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым
уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, повидимому,
тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и
рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.
Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога
и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом
качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис – бог в образе шакала или
с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса
– как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди
мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил.
Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был
не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением
первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов – ущелье
ГебельСильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с
бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их
эмблемы – лотос и папирус соответственно – были его атрибутами.
Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим
животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами,
наполненными водой, в руках.
Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о
другими богами Амоном, Осирисом, но чаще всего – с Себеком, богом воды и
разливов Нила. Популярность Себека была особенно велика в нильской дельте,
кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей
головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису,
как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили
египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.
В этой связи следует упомянуть еще одного бога – Хнума, считавшегося
хранителем истоков Нила и б
|
|