|
ули крышку, заколотив ее. Ящик бросили в воды Нила.
Однако течением его в море не вынесло: куст вереска задержал у берега, обхватив
ветвями. Благодаря чародейству, Исида сумела отыскать саркофаг с телом мужа,
извлекла посредством магии жизненную силу из тела Осириса и таким образом
зачала от него.
Исида спрятала тело Осириса в потаенном месте в дельте Нила. Однако там
его обнаружил охотившийся Сет. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал
их по разным частям Египта. (Предполагается, что таким образом жрецы объясняли
существование гробниц с телом Осириса в 14 номах страны.) Исида смогла со–
брать все части воедино и похоронить Осириса в Абидосе. В некоторых мифах
погребальная церемония осуществлялась Анубисом.
После того как в поединке Гор отобрал у Сета Око и вернул его Осирису,
последний воскрес. Он стал владыкой подземного царства, богомхранителем
умерших и их судьей, взвешивающим на весах количество добра и зла, совершенных
человеком при жизни. В результате решалось, попадет ли душа на благодатные
райские поля.
В связи со смертью и воскрешением Осириса в Египте происходили
торжественные церемонии. Существовал погребальный обряд, в процессе которого
символом возрождения умершего в царстве мертвых служили зерна, посаженные во
влажную землю, заполняющую глиняную форму. Появление всходов отождествлялось с
возрождением под покровительством Осириса. Празднование воскрешения Осириса
происходило в последний месяц сезона разлива Нила, когда вода начинала спадать.
Правда, по мнению Р. Антеса, «тождество этого Осириса – бога растительности,
который умер и воскрес, с Осирисом – мифологическим персонажем было,
повидимому, только случайным». Но скорее всего, сама по себе смерть великого
бога, обладающего чертами фараона, должна была вызывать вполне естественное
недоумение. Почему бы тогда и другим богам не умереть, хотя бы от старости? С
другой стороны, обожествляемый фараон рано или поздно умирал – и это было
очевидным фактом.
Весь этот клубок противоречий можно было распутать, предложив идею
воскрешения. Бог возрождается так же, как возрождается после нильских
наводнений растительность. В нем сохраняется жизненная сила с тем, чтобы
воскресать вновь и вновь.
Ну а как быть с земным воплощением бога – фараоном? В реальность его
возрождения поверить было невозможно. Но и тут оставалась «интеллектуальная
лазейка»: предположение о том, что помимо тела есть у человека еще одна
сущность – душа, нечто эфемерное, покидающее тело и уходящее в мир иной. В
таком случае именно там, в иномире, могла происходить встреча души человеческой
с богами, а прежде всего – с Осирисом.
Подземный мир, как известно, является залогом возрождения растений
(плодородный почвенный слой, содержащий влагу). Не удивительно, что и для тех
людей, тела которых уходили в землю, предполагалась возможность возрождения,
хотя и в ином, чем в земном мире, виде. Мысль об умирающем и воскресающем боге
была настоящим открытием. Не случайно эту идею подхватили многие другие народы
и она пользовалась большой популярностью в античности.
Другая, не менее привлекательная, идея: о загробном воздаянии душе
человеческой за дела земные, когда происходит суд Осириса (иди другого бога)
над грешной или безгрешной душой, после чего одним уготованы муки, а другим –
блаженство в райских чертогах. С наибольшей силой выражена эта мысль в
Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Некоторые ученые даже высказывали
предположение, будто предание о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа
является обновленной версией древнеегипетского мифа.
Наконец, едва ли не первыми в мире египтяне пришли к мысли о
существовании бессмертной души. На многих рисунках они изображали ее обычно в
виде сравнительно небольшого крылатого двойника умершего человека. И хотя,
согласно мифу, душа попадала в подземные чертоги Осириса, ее крылатость,
летучесть делали ее причастной к небу. Не удивительно, что позже у других
народов существовало поверье, что душам праведников уготованы небесные райские
кущи, а погрязшим в грехах – мрачные огненные подземелья.
Правда, в древности египтяне считали, что для загробного существования
необходимы определенные обряды (доступные только фараонам и крупным вельможам),
а также магические заклинания. Даже высокие идеи находились в зависимости от
конкретных социальных (материальных) обстоятельств.
Из всех богов Осирис был наиболее близок и понятен египтянам. Это был
человек (и бог одновременно) добродетельный, испытавший страдания и смерть
(безвинно), удостоившийся воскрешения и последующей вечной жизни. Он позволял
надеяться на то, что нечто подобное возможно и с людьми, которым тоже
приходится страдать и умирать (не потому ли существовал миф о порождении людей
слезами бога Ра?).
С незапамятных времен образ смерти внушал египтянам ужас и отвращение.
Особенно остро они переживали будущее разложение тела (еще одно свидетельство
их склонности к материализму). В Книге Мертвых есть «Глава о том, как не дать
погибнуть телу». Начинается она так: «Слава тебе, мой божественный отец Осирис!
Я пришел к тебе потому, что ты можешь набальзамировать да, набальзамировать мои
члены, дабы я не погиб и не пришел к концу…» В этом случае гибель ассоциируется
с разрушением тела, и нет никакого упоминания о душе. И только в последующем
тексте о ней сказано, да и то вскользь, тогда как посмертное состояние тела
беспокоит кандидата в мертвецы: «Ибо, когда душа уходит, человек испытывает
разложение, и кости его тела гниют и становятся отвратительными, члены
постепенно распадаются на куски, кости крошатся в бесформенную массу, плоть
превращается в зловонную сл
|
|