|
Ра в разных мифах трактуется поразному, вплоть до
того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в
данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при
этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим
поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие
проклятья должны были быть следствием засухи.
Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно
повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны
совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.)
Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с
уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту – богу мудрости,
счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания
приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.)
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на
небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне
Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов.
Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется
в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться
с демонами мрака.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны.
Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря
жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие
(очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же
предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей
(действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою
очередь, – от лучистой солнечной энергии).
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом
– великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного
Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра.
Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье,
тогда как ладья Ра восходит над землей. Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра
днем Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится
недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно,
что тут речь идет о солнечных затмениях. О том, что Солнце порой попадает в
пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы
планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные
поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую
сопоставляли с действительностью разве что только дети и темный люд. Ведь
нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью
необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем
более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое
значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы,
«объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические
знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от
непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в
результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали
сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители
сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с
магией привело к возникновению астрологии – мнимого искусства определять судьбы
людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда
держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда
это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды
распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка
претендовал на этот образ и связывал его с какимлибо местным
богомпокровителем.
Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990–1780 гг.
до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в СебекРа.
Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек – крокодил,
обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще
более странно, что в то же время существовал и божественный АмонРа,
представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города
Фивы, откуда происходил царский род. Как мы знаем, к подобным несуразицам
египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в
периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные
царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял
всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате
вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой
большую популярность.
Так произошло в переходный период 1640–1550 г. до н. э. Воспользовавшись
междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины.
Вновь возродился великий Египет после их изгнания И не случайно вскоре
произошла одна из величайших религиознофилософских революций в истории
человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщиныфараона
Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними
странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном,
вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела
настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.
АТОН
С этим
|
|