Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: С.C.Фролов - Социология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 19
 <<-
 
цессов развития человеческого рода и человеческой 
культуры.
Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными
культурами и институционализированными взаимоотношениями. Что 
касается
социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение 
индивида,
обусловленные существованием и поведением других людей, социальными 
взаимодействиями,
влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто 
совпадает
с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных
отличий.
Для лучшего понимания существа
предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не
как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с 
другом,
а как целое, состоящее из определенным образом расположенных 
упорядоченных
частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.
Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми 
являются
отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные
обипюсти, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения 
структурно
упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает,
что главное в таком изучении - определить систему связей между 
отдельными
частями структуры.
Наглядно иллюстрирует сущность
системы связей между отдельными частями социальной структуры Г. 
Щедровицкий
(118). Чтобы понять этот вопрос, можно представить себе две дощечки, на
которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого
нами целого (см. рис. 1). Очевидно, что в случае (а) наша система является
упорядоченной, организованной, однако eе части просто находятся в 
отношении.друг
к другу без, взаимодействия; если мы изменим положение одного из 
шариков,
это никак не скажется на изменении положения остальньх частей системы.
Но если, как в случае (б), положение шариков фиксируется пружинками, то
каждое изменение в положении одной части системы с неизбежностью 
приведет
к изменениям позиций всех остальных ее частей. Конечно, эти изменений
в значительной степени отличаются по своей амплитуде и направлению: для
одних частей системы они могут быть практически незаметными, другие же
части испытают значительное воздействие.
Используя эту механическую
модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что
каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или 
имеет
определенный социальный статус. Например, он может иметь статус 
директора,
рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый 
индивид
состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в
сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих
отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за 
собой
изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными 
социальными
статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют 
социальные
общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее
прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности
они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что
совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в
социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной
единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном 
пространстве
различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, 
материальные
средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной 
структуре
- значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми.
Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре 
определяются
двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и 
числом
индивидов, имеющих тот или иной статус.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 19
 <<-