|
сделаны ее практическим гением и которые она ревниво оберегала, неизбежно
влекли ее на совершенно другой путь промышленной и торговой деятельности. Такой
же запретительной политике следовали и другие государства, и Англия в конце
концов почувствовала, что запретительная система мешает расширению ее торговли,
что ее промышленность не боится уже никакой конкуренции, что, одним словом,
настало время, когда ей выгодно сбросить путы с торговли и промышленности и
вступить на путь свободной экономической деятельности.
Мы говорили до сих пор об экономических явлениях, но не следует упускать из
виду и того широкого и могучего умственного движения, которым ознаменовалось
XVIII столетие, в особенности его вторая половина. Знаменитый труд Адама Смита
непосредственно примыкает к этому движению и составляет его нераздельную часть.
Пробил час не только одной экономической опеки. Во всех сферах человеческой
деятельности чувствовалось обновление. По крайней мере, мысль человеческая
простиралась далеко и пыталась переделать заново весь социальный механизм.
Характерных проявлений этого движения следует искать во Франции того времени;
но они имели общемировое значение. Имена Вольтера, Руссо, энциклопедистов
принадлежат не одной Франции. Вольтер разрушил нестерпимую опеку католической
церкви. Руссо перенес вопрос об опеке на политическую и социальную почву и
апеллировал к естественному праву человека.
Энциклопедисты в своей знаменитой “Энциклопедии” пытались дать ответы на все
вопросы с точки зрения новых воззрений. Как бы велико ни было различие между
отдельными мыслителями, но всех их воодушевляло одно общее стремление, одна
общая мысль: освободить личность от разных пут средневекового мировоззрения и
средневекового склада жизни. Начало
индивидуализма
в различных его проявлениях – вот краеугольный камень всех построений
блестящего ряда мыслителей XVIII века. Англия, как нация по преимуществу
практическая, выдвинула мыслителя-индивидуалиста в сфере вопросов
преимущественно практических, деловых. “Свобода, свободная индивидуальная
деятельность есть для Смита, – пишет один экономист, – всеоплодотворяющий и
одухотворяющий элемент; это есть воздух, которым дышит хозяйство, свет, который
освещает богатство, дыхание жизни, которое все проникает и призывает к живой
деятельности, базис для общего развития и усовершенствования, рычаг всякого
успеха и, наконец, истинная волшебная формула, с помощью которой все дурное
изгоняется, а все доброе, великое и прочное вызывается”. Только мыслитель
второй половины XVIII века мог воодушевиться в такой мере принципом “свободной
индивидуальной деятельности” и, опираясь на нее, перевернуть в сфере мысли,
точно Архимед, нашедший точку опоры для своего рычага, ходячие понятия
относительно экономической деятельности и очистить путь для новых течений в
общественной жизни. “Исследования о богатстве народов” есть только одна из глав
великой книги, написанной выдающимися мыслителями второй половины XVIII века, и
одно из дел – так как она, эта книга, была вместе с тем и настоящим делом, –
совершенных людьми того же поколения.
Теперь мы познакомимся с разработкой политико-экономических вопросов до
появления знаменитых “Исследований”: с одной стороны, с зародышами тех мыслей,
которые были изложены и развиты впоследствии в этих “Исследованиях”, а с другой
– с противоположным, господствовавшим в ту пору учением, известным под термином
меркантилизм.
Меркантильная теория отождествляла понятие о богатстве с понятием о деньгах.
Страна тем богаче, по этой теории, чем большим количеством золота и серебра она
располагает. Двойственный характер денег как предмета торговли и как мерила
ценности долго поддерживал это заблуждение, а масса драгоценных металлов,
нахлынувшая из вновь открытых земель, побудила государственных деятелей и
мыслителей изощряться в придумывании мероприятий, посредством которых можно
было привлечь в свою страну наибольшее их количество. Для страны, не имевшей
собственных рудников, единственным средством являлся обмен. Следовало так
организовать его, чтобы страна вывозила возможно большее количество товаров и
ввозила возможно меньшее, а разницу вывоза над ввозом получала золотом или
серебром. На первых порах меркантилисты обращают внимание на приток именно этих
драгоценных металлов, и потому систему их можно назвать системой
денежного баланса.
Но с дальнейшим развитием торговли эта система оказалась и стеснительной, и
неправильной. Товары нередко ввозятся с тем, чтобы их вывезти потом и
перепродать с прибылью; уплаченные за них деньги возвращаются со временем даже
с лихвою; тем не менее, в данный момент из страны уходит известное количество
золота или серебра и денежный баланс может оказаться не в пользу ее. “Однако, –
замечает меркантилист Мен, – если бы мы стали судить о земледельце только в
минуту посева, когда он разбрасывает по земле такое количество прекрасных зерен,
то мы могли бы принять его за безумного. Но если мы вспомним в то время о
жатве, составляющей цель его забот, то можем оценить по достоинству его труды и
вытекающее из них изобилие”. Наконец, никакое запрещение не в состоянии
предупредить вывоз золота и серебра контрабандным путем, раз это оказывается
выгодным. Поэтому меркантилисты заменили систему денежного баланса системой
торгового баланса:
золоту и серебру может быть предоставлена свободная циркуляция, а государство
|
|