|
восхищается новостью и широтою выставляемых перед ним воззрений; он различает в
добродетели новую красоту, а в пороке – новое безобразие; он приходит в такой
восторг… что у него не остается даже охоты подумать, что так как все эти
политические соображения о полезности никогда не приходят ему в голову, то они
и не могут быть источником того одобрения или неодобрения, какие до этого
воздавались им добродетели и пороку”. Философы, полагавшие в основании
нравственности принцип пользы, близко подходили, по мнению Смита, к понятию
симпатии; но они смутно представляли его себе и не могли формулировать.
“Система, выводящая все наши страсти и все наши чувства из любви к самому себе,
– говорит он, – система, наделавшая в мире столько шума, но ни разу еще
достаточно полно и ясно не развитая, возникла, мне кажется, из неправильного и
смутного понимания системы симпатии”. Свое начало симпатии Смит во всяком
случае не считает возможным свести ни на начало пользы, ни на начало эгоизма.
Она представляет более широкое понятие. Таким образом, Смит не был
утилитаристом, но вместе с Юмом они расчистили почву и подготовили ее для
развития новейшей утилитарной школы в Англии в лице Бентама и его
последователей.
Мы уже говорили, что кроме “Исследований о богатстве народов” и “Теории
нравственных чувств” от Смита осталось еще несколько произведений,
незаконченных работ и отрывков. Они не имели и не имеют серьезного значения.
Три работы, из которых первая – самая большая по объему: по истории астрономии,
по истории физических наук в древние времена и по истории логики и метафизики в
древние времена, носят одно общее заглавие:
“Принципы, лежащие в основании философских исследований”.
Очевидно, они должны были составить одно целое.
Имея в виду свою обширную схему, Смит приступал к выполнению ее с разных концов.
Этюду по истории астрономии предпосланы общие рассуждения о чувстве
удивительного и чудесного, а также о возникновении философии; но и эта работа
осталась неоконченной (хотя только ее одну из всех оставленных рукописей Смит
считал стоящей издания) и как отрывок из задуманного в юности труда. Два же
других отрывка занимают по несколько страниц и не имеют никакого общего
значения. В
“Рассуждении относительно первоначального образования языков”,
законченной работе, Смит обнаруживает свою обычную способность пояснять
примерами устанавливаемые положения. Он доказывает, что язык становится тем
проще по своим основным правилам и принципам, чем сложнее он делается по своему
строению, и проводит параллель между постепенным усовершенствованием языка и
постепенным усовершенствованием машины; как в машинном деле, так и в языке
обнаруживается стремление множество отдельных сил и начал заменять одною силою,
одним принципом, вызывающим множество последствий. Однако эти упрощения вместо
того, чтобы делать средства, которыми располагает язык для достижения своей
цели, более совершенными, делают их на самом деле менее совершенными. В этюде
“О
подражании, проявляющемся в так называемых подражательных искусствах”
Смит толкует о живописи, скульптуре, музыке, танцах, поэзии с точки зрения
подражания, которое лежит в основании их и сопоставляет эти искусства одни с
другими; по стилю этот этюд сильно напоминает “Теорию нравственных чувств”, но,
рассматриваемый в целом, он должен быть поставлен намного ниже последнего
произведения. Наконец, нам остается упомянуть еще об опытах Смита “О
внешних чувствах”
и “О
сходстве между некоторыми английскими и итальянскими стихами”.
Все эти работы в настоящее время интересны лишь как свидетельство того,
насколько широки и разнообразны были умственные интересы мыслителя, положившего
основание такой деловой и узкой, по мнению многих, науки, как политическая
экономия. От вопросов о бытии мира до вопросов о танцах – все интересовало его.
Таким именно бывает и должен быть всякий мыслитель, создающий эпоху
в общем ходе
развития человеческой мысли.
ГЛАВА IV. АДАМ СМИТ КАК ПИСАТЕЛЬ И МЫСЛИТЕЛЬ:
“ИССЛЕДОВАНИЯ О БОГАТСТВЕ НАРОДОВ”
Метод. – Содержание. – Две первые книги “Исследований”. – Разделение труда. –
Обмен. – Драгоценные металлы. – Меновая ценность. – Труд как мерило меновой
ценности. – Действительная и нарицательная цена. – Составные части, из которых
она слагается. – Естественная и рыночная цена. – Заработная плата. – Прибыль на
капитал. – Поземельная рента. – Интересы землевладельцев, рабочих, капиталистов
|
|