|
когда же хлопоты эти не удались, он, при содействии своих покровителей, получил
должность адъюнкта по кафедре всеобщей истории при Петербургском университете.
Нельзя не удивляться, что человек с такой слабой теоретической подготовкой, с
таким скудным запасом научных знаний решился взяться за чтение лекций. Но,
может быть, именно потому, что он никогда не занимался наукой, она и казалась
ему делом нетрудным.
«Ради нашей Украины, ради отцовских могил, не сиди над книгами!» – пишет он в
1834 году М. Максимовичу, получившему кафедру русской словесности в Киеве. –
«Будь таков, как ты есть, говори свое. Лучше всего ты делай эстетические с ними
(со студентами) разборы. Это для них полезнее всего; скорее разовьет их ум и
тебе будет приятно». Впрочем, сам Гоголь, по-видимому, имел серьезное намерение
или, по крайней мере, мечтал посвятить себя науке. В своих письмах от того
времени он не раз говорит, что работает над историей Малороссии и кроме того
собирается составить «Историю средних веков томов в 8 или 9, если не больше».
Блестящим результатом его занятий украинскими древностями явился «Тарас Бульба»,
мечты же об истории средних веков так и остались мечтами. Профессорский
персонал Петербургского университета очень сдержанно относился к своему новому
собрату: многих не без основания возмущало назначение на кафедру человека,
известного только несколькими беллетристическими произведениями и вполне
чуждого в мире науки. Зато студенты с нетерпеливым любопытством ожидали нового
лектора. Первая лекция его
[1]
привела в восторг. Живыми картинами осветил он им мрак средневековой жизни.
Затаив дыхание, следили они за блестящим полетом его мысли. По окончании лекции,
продолжавшейся три четверти часа, он сказал им: «На первый раз я старался,
господа, показать вам только главный характер истории средних веков; в
следующий раз мы примемся за самые факты и должны будем для этого вооружиться
анатомическим ножом».
Но этих-то фактов и не было в распоряжении молодого ученого, а кропотливое
собирание и «анатомирование» их было не под силу уму его, слишком склонному к
синтезу, к быстрому обобщению. Вторую лекцию он начал громкой фразой: «Азия
была всегда каким-то народовержущим вулканом». Затем вяло и безжизненно
поговорил о переселении народов, указал несколько курсов по истории и через 20
минут сошел с кафедры. Последующие лекции были в том же роде. Студенты скучали,
зевали и сомневались, неужели этот бездарный г-н Гоголь-Яновский – тот самый
Рудый Панько, который заставлял их смеяться таким здоровым смехом. Еще только
один раз удалось ему оживить их. На одну из его лекций приехали Жуковский и
Пушкин. Вероятно, Гоголь знал заранее об этом посещении и приготовился к нему.
Он прочел лекцию, подобную своей вступительной, такую же увлекательную, живую,
картинную: «Взгляд на историю аравитян». Кроме этих двух лекций, все остальные
были до крайности слабы. Скука и недовольство, ясно выражавшиеся на лицах
молодых слушателей, не могли не действовать удручающе на лектора. Он понял, что
взялся не за свое дело, и стал тяготиться им. Когда, в конце 1835 года, ему
предложили выдержать испытание на степень доктора философии, если он желает
занять профессорскую должность, он без сожаления отказался от кафедры, которую
не мог занимать с честью.
Напрасно старался Гоголь убедить себя и других, что может посвятить себя
научным исследованиям. Инстинкт художника подталкивал его воплощать в живые
образы явления окружающей жизни и мешал ему предаваться серьезному изучению
сухих материалов. Задумав составить большое сочинение по географии: «Земля и
люди», он вскоре писал Погодину: «Не знаю, отчего на меня напала тоска…
корректурный листок выпал из рук моих и я остановил печатание. Как-то не так
теперь работается, не с тем вдохновенно-полным наслаждением царапает перо
бумагу. Едва начинаю и что-нибудь свершу из истории, уже вижу собственные
недостатки. То жалею, что не взял шире, огромней по объему, то вдруг зиждется
новая система и рушится старая». Затем он сообщает, что помешался на комедии,
что она не выходит у него из головы, и сюжет и заглавие уже готовы. «Примусь за
историю – передо мной движется сцена, шумят аплодисменты; рожи высовываются из
лож, из райка, из кресел и оскаливают зубы, и история к черту!» Вместо того,
чтобы подготовляться к лекциям, он издавал свой «Миргород», создавал «Ревизора»,
вынашивал в голове первый том «Мертвых душ», принимал деятельное участие в
литературных делах того времени. Злобой дня тогдашнего литературного мира было
ненормальное состояние журналистики. Ею окончательно овладел известный
триумвират: Греч, Сенковский и Булгарин. Благодаря большим денежным средствам
издателя-книгопродавца Смирдина «Библиотека для чтения» сделалась самым толстым
и самым распространенным из ежемесячных журналов. Сенковский царил в ней
безраздельно. Под разными псевдонимами он наполнял ее своими собственными
сочинениями; в отделе критики, по своему усмотрению, одних писателей производил
в гении, других топтал в грязь; произведения, печатавшиеся в его журнале, самым
бесцеремонным образом сокращал, удлинял, переделывал на свой лад. Официальным
редактором «Библиотеки для чтения» значился Греч, а так как он, кроме того,
издавал вместе с Булгариным «Северную пчелу» и «Сын отечества», то, понятно,
все, что говорилось в одном журнале, поддерживалось в двух других. Притом
надобно заметить, что для борьбы с противниками триумвират не брезговал
никакими средствами, даже доносом, так что чисто литературная полемика нередко
оканчивалась при содействии администрации. Несколько периодических изданий в
Москве и Петербурге («Молва», «Телеграф», «Телескоп», «Литературные прибавления
к Инвалиду») пытались противодействовать тлетворному влиянию «Библиотеки для
|
|