|
доходами с него Марья Ивановна еле могла существовать. Приезд из Малороссии в
Москву за дочерьми и без того представлялся ей довольно разорительным. Гоголь
не решился обратиться с просьбой о денежном пособии к своим старым друзьям,
Жуковскому и Плетневу, так как они и без того много раз ссужали его деньгами, и
он считал себя их неоплатным должником; из других знакомых его одни, несмотря
на все желание, не в состоянии были помочь ему, с другими он не был настолько
близок, чтобы явиться в роли просителя. Гоголь волновался, хандрил, обвинял
Петербург в холодности, равнодушии. С. Т. Аксаков с чуткостью, свойственной его
истинно доброму сердцу, угадал, что происходило в душе поэта, и сам, без всякой
просьбы с его стороны, предложил ему 2 тысячи рублей. Гоголь очень хорошо знал,
что Аксаковы совсем не богаты, что им самим часто приходится нуждаться в
деньгах, тем более тронула его эта неожиданная помощь. успокоившись насчет
материальных дел, Гоголь и в Петербурге не оставлял вполне своих литературных
занятий и каждый день проводил определенные часы за письменным столом,
запершись в своей комнате от всех посетителей. У него в то время была готова
большая часть первого тома «Мертвых душ», и первые главы были даже окончательно
отделаны. Он читал их в кружке своих приятелей, собравшихся для этой цели в
квартире Прокоповича. Все слушали с напряженным вниманием мастерское чтение,
только иногда взрывы неудержимого смеха прерывали общую тишину. Гоголь при
передаче самых смешных сцен сохранял полную серьезность, но искренняя веселость
и неподдельный восторг, возбуждаемый в слушателях, видимо, были ему очень
приятны.
В Петербурге он оставался в этот раз недолго и, взяв сестер из института,
вернулся вместе с Аксаковыми в Москву. В Москве умственная жизнь шла в то время
гораздо живее, чем в Петербурге. Резкого разрыва между славянофилами и
западниками еще не произошло, в передовой интеллигенции господствовало
увлечение Гегелем и немецкой философией. У Аксаковых, у Станкевича, у Елагиной
– везде, где собирались молодые профессора или литераторы, шли горячие,
оживленные споры о разных отвлеченных вопросах и философских системах. Гоголь,
ни по своему развитию, ни по складу ума своего, не мог принимать участия в
подобных словопрениях. Его московские друзья вовсе и не ожидали этого от него.
Он нравился им как человек тонко наблюдающий и нежно-отзывчивый, они
поклонялись его таланту, они любили его как художника, который смелою и в то же
время тонкою кистью касался язв современного общества. Причины этих язв,
средства уврачевать их они искали и находили на основании своих собственных
убеждений. Именно потому, что Гоголь не высказывал своих теоретических взглядов,
каждая партия считала себя вправе называть его своим и заключать о его
мировоззрении на основании тех выводов, которые сама делала из его произведений.
«Чем более я смотрю на него, тем более удивляюсь и чувствую всю великость этого
человека и всю мелкость людей, его не понимающих! – восклицал всегда
восторженный Константин Аксаков. – Что за художник! как полезно с ним проводить
время!»
Станкевич восхищался каждой строчкой, выходившей из-под пера его; при первых
словах его чтения он заливался неудержимым хохотом от одного предчувствия того
юмора, каким проникнуты его произведения.
«Поклонись от меня Гоголю, – писал с Кавказа Белинский, в то время еще москвич
по духу, – и скажи ему, что я так люблю его и как поэта, и как человека; что те
немногие минуты, в которые я встречался с ним в Питере, были для меня отрадой и
отдыхом. В самом деле, мне даже не хотелось говорить с ним, но его присутствие
давало полноту душе моей».
Отправив одну из сестер своих в деревню с матерью, которая приезжала в Москву,
чтобы взять ее и повидаться с сыном, поместив другую к одной знакомой барыне,
взявшейся докончить ее образование, Гоголь стал собираться назад в Рим. Друзья
старались удержать его, высказывая опасение, что среди роскошной природы и
привольной жизни Италии он забудет Россию; но он уверял их, что совершенно
наоборот: чтобы настоящим образом любить Россию, ему необходимо удалиться от
нее; во всяком случае, он обещал через год вернуться в Москву и привезти первый
том «Мертвых душ» совсем готовым. Аксаковы, Погодин и Щепкин проводили его до
первой станции Варшавской дороги и там распрощались самым дружеским образом.
Выдержав в Вене курс лечения водами, Гоголь затем вернулся в свой любимый Рим,
про который он говорил: «мне казалось, что будто я увидел свою родину, в
которой несколько лет не бывал, а в которой жили только мои мысли. Но нет, это
все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще
прежде меня, прежде чем я родился на свет». Теперь уже этот Рим перестал
служить для него предметом постоянного восторженного наблюдения и изучения: он
бессознательно, как чем-то привычным, наслаждался и его природой, и его
художественными красотами, и вполне предался своим литературным трудам. «Я
обрадовался моим проснувшимся силам, освеженным после вод и путешествия, –
пишет он, – и стал работать изо всех сил, почуя просыпающееся вдохновение,
которое давно уже спало во мне». Он дописывал последние главы первого тома
«Мертвых душ», кроме того, переделывал некоторые сцены в «Ревизоре»,
перерабатывал набело «Шинель», занимался переводом итальянской комедии «Ajo
nell Imbarazzo» («Дядька в затруднительном положении»), о постановке которой на
сцене московского театра давал подобные указания Щепкину. Но – увы – слабый
организм поэта не вынес нервного напряжения, сопровождающего усиленную
творческую деятельность. Он схватил сильнейшую болотную лихорадку (malaria).
Острая, мучительная болезнь едва не свела его в могилу и надолго оставила следы
как на физическом, так и на психическом состоянии его. Припадки ее
сопровождались нервными страданиями, слабостью, упадком духа. Н.П. Боткин,
|
|